Чем платные дороги интереснее бесплатных

08.04.2019

Подсчитать расходы автомобилистов в пути и узнать способы сэкономить на платных дорогах читателям портала «Авто Года» помог генеральный директор компании «Автодор ‒ Платные Дороги» Дмитрий Юрьевич Дунаев.

AG ‒ Расскажите, пожалуйста, как меняется отношение автомобилистов к новым скоростным трассам, за которые им нужно платить? Как вы оцениваете уровень загрузки и востребованность платных дорог в России?

‒ Первоначально реакция людей на платные дороги была отрицательная: кому понравится платить за то, что прежде было бесплатным. На протяжении жизни в СССР и первое время в России мы не сталкивались с этим явлением. Естественно, любая новация, которая ведет к финансовым затратам, особого удовольствия у людей не вызывает. Но это реакция первоначальная. Когда люди начали использовать платные дороги, постепенно это отношение стало меняться. Что такое скоростная платная дорога? Мы платим за тот сервис, который получаем. Сервис в данном случае – это совокупность сразу нескольких факторов.

Первое и самое важное – мы экономим свое время, позволяя это время использовать для других вещей, которые в нашей жизни более важны, чем стоять в пробке на дороге. Можно заняться семьей, можно заняться любимым делом, наконец, можно больше поработать, чтобы чуть больше заработать денег.

Мы запустили аренду ‒ транспондер напрокат ‒ и остановились на самой простой схеме: два рубля в день, приходите и берите хоть на один день.

С точки зрения стоимости все тоже не так очевидно. Конечно, я не буду утверждать, что проезд по платной дороге более дешевый, чем по бесплатной. Однако некоторые соображения на эту тему все-таки выскажу. Тот тариф, который мы платим на платной дороге, нужно сравнивать не с нулем, когда мы едем по бесплатной. Нужно оценивать совокупную стоимость проезда. Например, сколько мы потратим на топливо. Если мы будем ехать по бесплатной дороге, но она длиннее, хуже, мы будем ехать на маленькой скорости, у нас повышенный расход, мы постоянно останавливаемся на светофорах. С точки зрения топлива проезд по платной дороге, где ты идешь в оптимальном режиме, будет дешевле.

Еще мы должны сказать про амортизацию автомобиля, потому что при более длительной езде больше амортизация. Если мы постоянно разгоняемся и тормозим – больше стираются колодки, происходит больший износ агрегатов. На бесплатной дороге, к сожалению, выше вероятность аварии. По платной дороге ездить не только комфортнее, но и безопаснее.

AG ‒ К вопросу экономики. Сейчас есть целый ряд удобных способов оплаты. Хотите заплатить наличными – пожалуйста. Причем, я думаю: сколько же у девушек-кассиров должно быть мелочи, чтобы быстро отдать сдачу. У них мешки там, что ли?

‒ У них мешки, девушки с трудом доносят эти мешки до кассы. На самом деле мы стараемся подбирать тарифы (ну, даже не мы, это госкомпания «Автодор» пытается подбирать тарифы таким образом, чтобы не возиться с мелочью), потому что, если заниматься сдачей с мелочью, больше времени уходит на оплату, и кассиру сложнее. Поэтому тарифы стараются округлять. Обычно в меньшую сторону.

AG ‒ Когда будет тариф для таксистов и будет ли?

‒ Вопрос, к сожалению, не к «Автодор – Платные Дороги», а к госкомпании «Автодор». Она занимается тарифной политикой. Выскажу свое мнение. Уже в существующей линейке тарифов, которые используются на дорогах госкомпании, есть тарифы, рассчитанные на людей, которые много ездят. Существуют абонементы, стоимость проезда по которым в разы меньше, чем однократный проезд при оплате наличными. Существуют скидки по транспондерам, программы лояльности. Можно значительно снизить стоимость проезда при частом использовании, а именно такой механизм заложен в постановлении правительства, которое определяет тарифообразование на платных дорогах. Если таксисты ездят много и часто, они уже имеют возможность экономить. Вопрос выделения еще более серьезной экономии в данном случае может быть рассмотрен. Но если таксист проезжает один раз в месяц или один раз в год, нет оснований давать ему меньший тариф.

Проезд можно оплачивать и бесконтактной банковской картой. Более продвинутые пользователи уходят от оплаты на полосе, когда покупают транспондеры, с помощью этих устройств вам в принципе не нужно останавливаться у кабинки кассира и оплачивать проезд наличными деньгами либо банковской картой – за вас все сделает электроника.

Более того, на автодорогах М-4 Дон и М-3 Украина с транспондером можно проезжать по любой полосе пункта взимания платы, но есть специальные полосы только для владельцев этих устройств, мы их называем «безостановочные» или «скоростные», т.к. там нет кассиров, а электроника позволяет проезжать без остановки транспортного средства, нужно только снизить скорость до 10-30 км/ч и следить за открытием выездного шлагбаума (конечно же, если у вас есть деньги на лицевом счету, а транспондер исправно функционирует).

На новой автодороге М-11 Москва-Санкт-Петербург, где применяется закрытая система взимания платы также есть «безостановочные полосы», но в отличии от дорог с открытой системой, здесь для проезда с транспондером по обычной полосе придется на въезде взять талон а на выезде отдать его вместе с транспондером кассиру для ручного считывания, иначе скидка за проезд с транспондером не сработает. В связи с этим при подъезде к любому пункту взимания платы рекомендую заблаговременно снизить скорость и выбрать правильную полосу с помощью информационных табло, размещенных над ними.

Ну и самое главное – это скидки на проезд. Так, с транспондером «T-pass» минимальная скидка на любом платном участке дорог Государственной компании 20 % от базовой стоимости проезда. Но, как я уже говорил выше, есть масса различных абонементных и скидочных программ для разных участков и маршрутов, отдельная программа лояльности, с которой вы копите баллы и покупаете дополнительные скидки, применение которых позволит экономить до 70% от базовой стоимости проезда. Согласитесь, весьма неплохо, особенно для тех, кто ездит много и часто.

Использование транспондера – очень хороший механизм, когда у нас есть взаимная выгода пользователей дороги и владельца этой дороги. Почему? Пропускная способность полосы с транспондером – 2000 автомобилей в час, а обычной – 160. Конечно, в реальности 2000 машин не бывает, но до 400 и более бывает. Мы понимаем, следующее - если больше людей ездят с транспондерами, Госкомпания может сократить свои затраты, в том числе на персонал. Полоса – это не 1 человек, это 5,2 человека. Они работают круглые сутки, они должны уходить на технологические перерывы, перекусить, они ходят в отпуск, иногда болеют. Поэтому Госкомпания будет тратить меньше денег на содержание такой полосы и готова поделиться этой выгодой с пользователями.

Необходимо отметить и тот факт, что на все транспондеры мы даем гарантию производителя в 2 года. Это не значит, что он проработает только 2 года. Это только гарантия производителя, в течение которой неисправное устройство можно поменять на новое. Срок эксплуатации устройства в нормальном режиме ‒ 5-7 лет. А в самое ближайшее время мы запустим новую услугу для наших пользователей – расширенная гарантия, по которой всего за 200 рублей можно будет получить право замены неисправного устройства в течении 3 лет после окончания гарантии производителя.

Платная дорога - это не дополнительный «налог» на автомобилистов, это современный высокотехнологичный сервис, повышающий безопасность передвижения и позволяющий экономить время и нервы.

Сегодня стоимость устройств варьируется в диапазоне 1000-1400 рублей, в зависимости от модели (если покупать транспондер в наших в центрах продаж и обслуживания). Но для людей и организаций, которые хотят попробовать все преимущества использования транспондера мы предлагаем услугу «транспондер в аренду», по которой без каких-либо обеспечительных платежей и залогов всего за два рубля в день вы получите устройство в пользование.

Вся информация о выгодах пользования транспондерами «T-Pass» есть на нашем сайте www.avtodor-tr.ru, а тем автомобилистам, кто не любит Интернет, могу предложить просто позвонить по единому номеру поддержки пользователей 8-800-707-23-23 с вопросом как удобнее и выгоднее ездить по платным дорогам Государственной компании «Автодор».

AG ‒ Будут ли все полосы для транспондеров (безостановочные полосы) на всех пунктах взимания платы сделаны в одинаковом ряду?

‒ Так складывалось исторически, что на некоторых пунктах взимания платы полосы для транспондеров находятся левее, на некоторых ‒ правее. На то есть свои обоснования, проверенные опытом. Полосы левее удобны тем, кто идет слева, они на скорости сразу на них въезжают. Для наличия правых полос тоже есть свой резон: ведь сейчас уже до 90 % всех грузовиков оборудованы транспондерами и едут с ними. Для них нахождение безостановочных полос справа имеет очевидный плюс: грузовики уходят на них.

В любом случае на информационных табло в километре от пункта оплаты есть информация, какие полосы безостановочные (скоростные). На многих пунктах взимания платы есть специальное зеленое дорожное покрытие, обозначающее безостановочные полосы, а над всеми полосами, как я отмечал ранее, размещены инфознаки с пиктограммами, что это за полоса: с оплатой наличными, либо банковскими картами, либо желтые знаки «T-Pass» для владельцев транспондеров. Так что сложности могут возникнуть только при первом проезде, и то, если очень быстро ехать, а это в любом случае небезопасно.

AG ‒ Зачем персонифицировать транспондер? Можно купить его без паспорта?

‒ Можно купить без паспорта, например, в подарок. Распространяются они не только через пункты продажи и интернет-магазин «Автодор ‒ Платные Дороги», их можно купить и у наших партнеров. Это сети АЗС и кафе вдоль автодорог и в крупных городах, лежащих в зоне притяжения платных участков, он-лайн площадки, такие как ОЗОН и ОНЛАЙН-Трейд. Там с вас не потребуют паспорта. Далее вы любым возможным способом (на нашем сайте, через терминалы Элекснет, в Сбербанке онлайн и др.) кладете деньги на лицевой счет транспондера и отправляетесь в путь.

Но!!! С неперсонифицированным устройством недоступны практически все преимущества, такие как: наши персонализированные предложения в смс и e-mail сообщениях, программа лояльности и накопление баллов, подключение услуги интероперабельности для возможности проезда по другим платным дорогам России, нет доступа в личный кабинет, где можно просматривать все свои поездки и оплаты, подключать и отключать дополнительные услуги, оставлять заявки и многое другое. Таким образом персонифицированные устройства дают больше возможностей и удобств для пользователей платных дорог.

AG ‒ Почему вы классифицируете автомобили по высоте?

‒ Вы не поверите, это связано с законодательством. Система классификации возникла еще в 1970-е годы, когда появлялись первые платные дороги, а классификация осуществлялась сидящими кассирами. Сейчас есть правила проезда, которые определяют, что в зависимости от этого класса назначается тариф. Перейти на другую систему будет сложно, потому что это потребует реализации множества технических и организационных мероприятий, но возможно. Если бы мне предложили внедрить новую систему с нуля, решение проблемы я бы представил в несколько другом ключе. Ведь основная задача, и для чего мы и взимаем плату, это компенсация того вреда, который наносится дороге и дорожной инфраструктуре транспортными средствами. Поэтому классифицировать нужно не по внешним размерам, а по массе и нагрузке на ось. Как бы не парадоксально это звучало, но только один многотонный грузовик наносит дороге столько же вреда, сколько это сделает несколько сотен легковушек. AG

К списку интервью

Комментарии