Наша особая гордость

05.02.2018

С пилотами золотого и бронзового экипажей ралли-марафона «Дакар-2018» Эдуардом Николаевым и Айратом Мардеевым мы встретились в московском офисе компании Total — многолетнего партнера команды «КАМАЗ-мастер». Гонщики принесли с собой заветные трофеи и рассказали нашим читателям о том, как проходило ралли в Латинской Америке, чем питается спортивный мотор и с какой целью команда чемпионов возит с собой березовые дрова.

AUTOGODA: Эдуард, после победы на «Дакаре-2018» вас поздравили, кажется, все, включая президента России. Позвольте и нам от души поздравить вас и ваших товарищей по команде. Кстати, чьи поздравления для вас самые дорогие?

ЭН: Когда поздравляет президент России — это большая честь. По его словам чувствовалось, что он много знает о «Дакаре» и следил за гонкой. Конечно, мы рады поздравлениям от семьи, города, руководства КАМАЗа, но поздравление первого лица государства — наша особая гордость.

AG: Прошли две недели после финиша ралли в Латинской Америке. Вам дали отдохнуть? Сколько дней, недель или месяцев нужно, чтобы восстановиться после такого тяжелого ралли?

АМ: Мы еще не отдыхали, мы и дома-то были всего один день. И на следующей неделе снова улетим. На восстановление нам дают неделю: хочешь не хочешь, а восстановиться надо. Скоро начнутся тренировки, тесты, сборка новых автомобилей и новые ралли.

AG: Юбилейный, 40-й ралли-марафон «Дакар» оказался особенным. Финальные этапы были гораздо сложнее, чем обычно. И именно на них решалось, кто займет призовые места. В какой момент вы поняли, что станете победителем?

ЭН: Только в последний день. Когда увидел финишный флаг последнего спецучастка, поверил, что мы стали первыми. Этот «Дакар» действительно был особенно интригующим. Все другое: трассы, соперники и серьезные поломки. Приходилось выходить из нестандартных ситуаций. Работала вся команда.

AG: В случае поломки вы ждете механиков или сами беретесь за ремонт?

ЭН: Нас нельзя называть пилотами: мы такие же механики. Пилоты мы только на соревнованиях. А в повседневной жизни сами обслуживаем наши автомобили. Мы попали в команду мальчишками и прошли через всё, начиная с самой грязной работы. Мы также принимаем участие в постройке и сборке автомобилей, сами их перегоняем. Нам нужно знать и чувствовать машину. Вдруг что-то не так перед гонкой? Поэтому при поломке мы не ждем механиков, а сами знаем, что нужно делать, и делаем.

AG: Если надо поменять колесо, сколько времени на это уходит? И, кстати, сколько весит колесо для КАМАЗа?

АМ: Колесо весит 150 кг. В «боевых» условиях мы меняем его втроем за семь-восемь минут. Потом берем — и на «раз-два-три» забрасываем в кузов. Что нам 150 кг, если у нас «бедуин» (главный приз ралли «Дакар». — Прим. ред.) 12 кило весит! (Смеются.)

AG: Каким транспортом и как быстро доставляют гоночные автомобили и все необходимое на место старта и обратно?

АМ: В ноябре мы уезжаем из Набережных Челнов, и вся техника едет своим ходом до порта во Франции. Так делают все участники. По пути, на парковках, к нам часто подходят люди: интересуются, фотографируют. В Европе ралли «Дакар» очень популярно. Из Франции машины на пароме около 20 дней плывут в порт Южной Америки, где мы их встречаем.

AG: Сколько топлива потребляет «боевой» КАМАЗ на обычном шоссе и во время гонки?

АМ: На шоссе во время перегонов мы тратим по 30‒40 литров на 100 километров, а в гонке КАМАЗ может сжечь и 130 литров, и больше.

AG: Чем помимо топлива питается ваш грузовик?

АМ: Уже несколько лет мы используем смазочные материалы Total и высоко ценим хорошую инженерную поддержку. Для нас это очень важно. Инженеры Total работают совместно с нашими и подбирают именно то масло, которое нам нужно. У нас же спортивные турбомоторы, и нам подходят только смазочные материалы высшего качества.

AG: В этом году одновременно проходили два больших ралли: «Дакар» и Africa Eco Race. Часть именитых гонщиков и команд, в том числе Жерар де Рой, выбрали африканскую гонку. Вам их не хватало?

ЭН: Де Рой «воюет» с КАМАЗом еще со времен Владимира Чагина. Раньше они соревновались между собой, теперь ‒ мы. Де Рой ‒ главный конкурент и самый серьезный соперник. Сначала мы расстроились, что его нет, но когда началась гонка и мы увидели, как едут ребята на IVECO, Renault, МАЗе, мы про де Роя забыли. Аргентинец Федерико Вильягра ехал очень сильно, а на некоторых участках, по моему мнению, быстрее де Роя. Скучно нам не было!

AG: Сколько человек выезжают на такие ралли-марафоны в составе команды?

ЭН: У нас четыре экипажа по три человека, а всего 56 человек, от повара до руководителя команды.

AG: Повар? И продукты с собой везете?

АМ: Часть везем с собой, часть закупаем на месте. Много не довезешь, да и не все продукты можно ввозить в другие страны. Всегда берем с собой березовые дрова: это традиция и родину напоминает. Пусть мелочь, но нам помогает.

ЭН: Утром у нас легкий завтрак, а некоторые в команде вообще не завтракают. Поэтому нам не подходит питание, которое предлагают организаторы. Приходится возить с собой и повара.

AG: История с отстранением российских спортсменов от участия в Олимпиаде — одна из наиболее обсуждаемых новостей. В вашем виде спорта «КАМАЗ-мастер» — абсолютный фаворит. Устроители могут быть заинтересованы в том, чтобы помешать вам победить и создать интригу. Доводилось ли команде сталкиваться с «искусственными» препятствиями?

АМ: Организаторам невыгодны постоянные лидеры, им нужно, чтобы победители менялись, это подогревает интерес, рейтинги гонки растут. Поэтому организаторы и меняют регламент, вводят более жесткие требования к командам-лидерам. Мы это чувствуем, и это нормальное явление. Взять ту же команду Citroen, которая раньше все время выигрывала, — организаторы просто закрыли их группу, и они ушли.

Что касается допингов, у нас тоже есть проверки. С нашей командой едет врач, который следит, какие лекарства мы принимаем. Без его ведома ни одна таблетка к нам в рот не попадает.

ЭН: К нам нет негативного отношения из-за того, что мы из России. Все как всегда. Относятся ко всем одинаково.

АМ: Все понимают: мы не из-за таблеток 15 раз победили.

AG: В каком следующем соревновании будете участвовать? Когда и где за вас болеть?

ЭН: Ближайший план — ралли «Шелковый путь». Это одно из крупнейших состязаний в году. Для него мы готовим два новых грузовика, которые соответствуют техническому регламенту «Дакара» 2019 года. Объем двигателя — 13 литров (сейчас у нас 16-литровые моторы). Мы привезем наш «капотник» — грузовики с капотной компоновкой имеют серьезные преимущества. Во-первых, это более удачная развесовка, а во-вторых, экипаж меньше трясет, а значит, можно быстрее ехать по сильному бездорожью. Новый грузовик мы и проверим на «Шелковом пути» в июле. На этот ралли-марафон приедет много именитых конкурентов — будет напряженно и интересно! AG

Подробнее о сотрудничестве TOTAL с командой «КАМАЗ-мастер»

К списку интервью

Комментарии