На нестандартные размеры шин скоро будет дефицит. Куда катится российский шинный рынок?

20.07.2022

Санкционное давление оказывает весомое влияние на российский шинный рынок. Автомобильных покрышек с распространенных размеров автомобильных покрышек сейчас хватает, а вот с шинами больших и нестандартных размеров может возникнуть дефицит. Об этом в интервью «Автомобилю года» рассказывает Андрей Сизов, руководитель отдела закупок, и Иван Ковтунов, руководитель направления розничных продаж компании «Эксклюзив» (Санкт-Петербург).

– Как вы оцениваете ситуацию на российском шинном рынке? Как на рынок повлияло решение Michelin, Nokian и других ведущих производителей уйти из России или временно приостановить свою деятельность? Наблюдается ли из-за этого на рынке дефицит и нехватка товара?

– Стоит признать, что из-за ухода крупных западных компаний на российском рынке шин складывается непростая ситуация. Пока дефицита шин нет, но вполне возможно, что с определенным типом товара в ближайшее время возникнет нехватка. Проще ситуация с шинами самого ходового размера с диаметром от 13 до 17 дюймов, владельцам таких автомобилей, как, скажем, Lada Granta, Hyundai Solaris или Kia Rio, волноваться не стоит. Да, цена на шины в последние месяцы подросла, но выбор в этом сегменте остается. Может быть, он несколько сузится – было 10–15 предложений, а стало 5–7. Сложнее ситуация с шинами 18-го диаметра и выше, такие покрышки обычно не производили в России, их завозили по квотам по поданным заранее заявкам от дистрибьютеров. Если у вас автомобиль с нестандартным большим размером покрышек, то скоро или даже сейчас вы можете столкнуться с тем, что такие шины в продаже найти уже сложно. По такому товару сейчас с трудом можно найти складские остатки, но свежего ввоза этих шин уже нет.

– Что происходит с ценами на шины? Притом что курс рубля укрепился, покрышки не подешевели с февраля, некоторые из них подорожали на 50% и более. С чем это связано и пойдут ли вниз цены на шины в ближайшее время?

– Дело в том, что в нашей стране еще пару лет назад шины стоили значительно дешевле, чем в других странах, например в Европе. Мировые производители боролись за наш рынок и делали скидку в расчете на то, чтобы завоевывать значимые доли российского рынка. Теперь эта скидка отменяется, шины начинают стоить столько же, сколько в Европе, где стоимость одного колеса за 60–100 евро – распространенное явление. Но в момент пандемии эта ситуация начала исправляться (отменились маркетинговые скидки на определенный сегмент шин), цены на шины в РФ приблизились к мировому уровню. На сегодняшний день цены на шины подешевели по сравнению с мартом-апрелем 2022 года.

– Могут ли уход западных компаний заменить зарубежные игроки, например из Китая? И что вы думаете о перспективах параллельного импорта шин?

– Да, китайские производители шин в последнее время, безусловно, очень активны. Но до недавних пор они занимали достаточно нишевые позиции, по нашим подсчетам – это около 7% рынка. К нам поступает много предложений из КНР, и качество его очень разное. Мы, например, занимаемся шинами Sailun. Эти шины очень хорошего качества, но все-таки до уровня премиум они не дотягивают. Но есть азиатские шины ужасного качества, мы их не возим, потому что дорожим репутацией. В целом китайским шинам еще предстоит пройти путь, чтобы стать в один ряд с продукцией известных международных брендов, так как они мало представлены в премиум-сегменте и в больших типоразмерах.

Что же касается параллельного импорта, то здесь тоже не все так просто. Производители отгружают дистрибьютерам шины по предварительным заказам, которые формируются сильно заранее – на полгода вперед и даже больше. Мы проводили предварительные переговоры с крупными дистрибьютерами в Европе. Мало того, что они никак не планируют в своих продажах наш рынок, также европейские компании боятся вторичных санкций, в Германии, например, за нарушение санкционного режима в отношении России введено уголовное наказание, и в приказе 1532 по параллельному импорту не все шинные бренды разрешены к ввозу на территорию РФ.

– Как в нынешних условиях развивается ваша компания, на что вы делаете ставку сейчас?

– Наша стратегия развития связана с улучшением качества сервиса, с расширением присутствия на рынке. Сегодня в Санкт-Петербурге мы лидируем в области продажи шин и намерены укреплять свои позиции. В частности, за счет того, что некоторые более мелкие игроки уходят с рынка. В этих условиях мы забираем к себе освобождающихся квалифицированных специалистов, занимаем привлекательные торговые площадки. Сейчас сеть «Эксклюзив» насчитывает 24 магазина. В июле мы открываем новую торговую точку, которая будет работать на месте автомобильного дилера. В сентябре собираемся открыть еще один магазин. Наша цель – до 2025 года иметь сеть из 30 магазинов.

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться российский шинный рынок в ближайшем будущем? Стоит ли здесь ожидать серьезного снижения продаж?

– Продажи новых шин в России в ближайшее время снизятся, но обвала спроса не произойдет. Мы давно присутствуем на рынке, пережили не один кризис и убедились в том, что шины – это, можно сказать, предмет первой необходимости для автомобиля, связанный с вопросом его безопасности. Если завтра выпадет снег, то человек не пойдет на улицу в летних туфлях, так же и с шинами. Как я говорил выше, по нашим прогнозам, будет снижаться ассортимент прежде всего в сегменте шин больших и редких размеров. Но в любом случае определенный запас по времени еще есть. Шины на летний сезон текущего года, а также значимую часть шин на ближайший зимний сезон мы получили в конце прошлого – начале текущего года, еще до обострения геополитической напряженности.

Что будет с шинами на весну и осень следующего, 2023 года, никто не знает. Здесь сложно что-то прогнозировать, предугадывать, как будут себя вести ведущие мировые производители. Например, Michelin официально ушел из России, но у него остался в Подмосковье завод, который вроде бы должен продолжать работать. Вероятно, на нем будут выпускаться покрышки, но уже под другим брендом, пока в этом ясности нет. Но мы будем надеяться на лучшее, на то, что ситуация исправится, и в России будет достаточно качественных покрышек для любых типов автомобилей.

К списку интервью

Комментарии