Что происходит с автомобильными страховками?

31.05.2022

Рынок услуг по страхованию автомобилей сейчас находится в сложной ситуации. С одной стороны, владельцы авто в это непростое время стремятся экономить на всем, в том числе и на страховке. А с другой – в связи с ростом цен на обслуживание страховать авто становится выгоднее. Например, средняя стоимость полиса КАСКО на популярный автомобиль европейского производства из массового сегмента составляет около 50 тыс. рублей в год, в то время как, скажем, цена задней левой двери на нее превышает 100 тыс. рублей без учета установки и покраски. Об этом в интервью порталу «Автомобиль года» рассказывает руководитель блока маркетинга компании «Росгосстрах» Кирилл Бобыльков.

– Какие ключевые факторы сейчас влияют на развитие услуг автомобильного страхования в России?

– Так называемое моторное страхование наряду с банкострахованием, добровольным медицинским страхованием и страхованием жизни в последние годы определяло динамику российского рынка в целом. Но перспективы этого сегмента в текущем году выглядят, мягко говоря, совсем не радужными. Конечно, в нем есть обязательный вид – ОСАГО, и десятки миллионов автомобилистов продолжат страховаться, чтобы иметь возможность выехать на дорогу. Но в связи с весьма ощутимым ростом цен на запчасти и ремонтные работы увеличится и убыточность, а ростом тарифов в рамках установленного ЦБ коридора покрыть ее будет очень сложно. Поэтому продолжится конкуренция страховщиков за «хороших», аккуратных, безубыточных клиентов в мегаполисах и регионах с не зашкаливающей частотностью ДТП. Договоры со страхователями, не подпадающими под критерии, по которым та или иная компания оценивает желательного для себя клиента, будут передаваться в перестраховочный пул, призванный заменить систему «Е-Гарант». Насколько это повысит доступность «автогражданки» и удовлетворенность ею, оценим чуть позже, после нескольких месяцев работы системы.

– Как на рынок страхования влияют рост цен на машины и запчасти, а также уход и приостановка деятельности ряда западных автопроизводителей?

– Что касается добровольного автострахования, то на его развитии сказываются рост цен на автомобили и запчасти, а также сокращение или прекращение поставок на российский рынок новых машин. Рекордное падение продаж новых автомобилей в апреле отразилось и на количестве заключенных договоров КАСКО. Безусловно, на фоне роста цен мы видим, что автомобилисты стали чаще проявлять интерес к продуктам финансовой защиты, к программам КАСКО с франшизой или неполным покрытием, но это увеличение не может компенсировать снижение количества новых договоров.

Кардинально не провалиться в сборах сегменту КАСКО, по крайней мере с точки зрения объемных показателей, может помочь инфляция. Понятно, что при сохранении тарифов в относительных величинах (в процентах от страховой суммы) по мере роста цен на автомобили будет увеличиваться и средняя стоимость страхования. Причем многие страховые компании, и «Росгосстрах» в том числе, сейчас предлагают своим клиентам повысить страховую оценку машины не только при пролонгации полиса КАСКО, но и в рамках действующих договоров.

Очевидно, что на страхование повлияет и изменение ландшафта авторынка в части присутствия на нем конкретных марок автомобилей. Как известно, часть зарубежных автоконцернов уже остановили поставки машин в Россию, кто-то собирается это сделать. Вернутся ли ушедшие бренды со временем в нашу страну – пока неясно. Очевидно, что будет расти доля китайских автопроизводителей, а также рынок продаж автомобилей с пробегом. С учетом этого будут модернизироваться и страховые программы, в частности, можно предположить, что у страховщиков появятся отдельные «льготные» продукты КАСКО для машин китайских марок, как раньше были для некоторых японских или европейских марок.

– Какие продукты и услуги будут в ближайшее время особенно востребованы на рынке?

– В условиях радикального сокращения продаж новых автомобилей естественным станет смещение концентрации усилий страховщиков в сегмент автомобилей с пробегом. Их владельцы тоже хотят застраховать свое имущество, и мы сейчас уже видим вполне объяснимый на фоне повышения цен на запчасти рост интереса к страхованию КАСКО. Ведь цена страховки сегодня несопоставима со стоимостью даже мелкого ремонта. Например, средняя стоимость полиса КАСКО на популярный автомобиль европейского производства из массового сегмента составляет около 50 тыс. рублей в год, в то время как стоимость задней левой двери на нее превышает 100 тыс. рублей без учета установки и покраски.

Продолжат развиваться продукты с франшизой, что позволит совместить желание получить страховую защиту с естественным стремлением сэкономить. Мы также ожидаем роста спроса на мини-КАСКО и сервисные продукты. Для довольно большого сегмента потребителей полное классическое КАСКО либо неинтересно, либо дорого, а продукты, защищающие от чужих ошибок на дороге, или различные сервисы, позволяющие получить помощь типа замены колеса, подвоза бензина или запуска двигателя зимой, всегда находили своего клиента. Собственно, с учетом этого мы уже пересмотрели свой подход к отношениям с автомобилистами, хотим заинтересовать их общением чаще, чем раз в год, в момент оформления полиса. Нами запущена партнерская цифровая платформа «Мой Сервис Авто», которая расширяет страховое предложение «Росгосстраха» и позволяет автовладельцам оперативно решать все вопросы по содержанию и ремонту машины – от ее покупки и оформления, до планового техобслуживания, подготовки к сезону, смены колес или организации ремонта любой сложности. Возможность получить доступ к целому спектру услуг не требует предварительной оплаты, при этом их качество гарантируется нашей компанией.

К списку интервью

Комментарии