Простота и практичность

11.11.2016

Интервью с первым заместителем президента-председателя правления «Почта Банка» Георгием Горшковым.

— В этом году многие наши соотечественники увидели окна «Почта Банка» в своих почтовых отделениях. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. Как он был создан?

— Сначала Группа ВТБ создала «Лето Банк», нацеленный на массовый сегмент, то есть на самую широкую аудиторию. Затем ему на смену пришел «Почта Банк». Он будет работать в том же сегменте, но, мы надеемся, охватит гораздо большее число россиян. Сейчас у нас 2,6 млн клиентов. Ежедневно услугами «Почты России», у которой 42 000 отделений по всей стране, пользуются около 2,5 млн человек. Через 7 лет «Почта Банк» будет представлен в 22 000 отделениях. Мы верим, что россияне оценят качество наших услуг и территориальную доступность.

— Таким образом, у вас теперь два акционера: ВТБ24 и «Почта России». Как осуществляется управление? Кто принимает ключевые решения?

— Главные решения принимает наблюдательный совет, возглавляемый министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым. В заседаниях совета активно участвуют акционеры. С ними обсуждаются вопросы, связанные с коммерческими результатами, проектами, региональным развитием. Оперативное управление осуществляет правление банка во главе с президентом Дмитрием Руденко.

— Почтовые банки работают во многих странах. Вы изучали опыт зарубежных коллег?

— Да, конечно. Мы изучили опыт почтовых банков Японии, Франции, Италии и Китая, проанализировали ошибки и недочеты, приняли во внимание успехи и достижения. Более того, мы планируем и дальше изучать работу зарубежных коллег. Это очень полезно, поскольку помогает избежать многих ошибок. Если говорить конкретнее, то нас заинтересовала модель японского почтового банка, который является самым крупным депозитным банком в мире. У него свыше 20 000 отделений и самые современные банкоматы. Трудно найти японца, который бы не хранил деньги в этом банке. Аналогичный проект для россиян мы как раз и создаем. Мы хотим, чтобы наши соотечественники, и горожане, и сельские жители, поняли: выгоднее хранить деньги не дома, а в надежном банке. И что сделать это легко и удобно, если банк не только надежен, но и находится в шаговой доступности. В этом мы видим одну из своих основных задач.

— На каких клиентов прежде всего ориентирован «Почта Банк»?

— Прежде всего — на массовый сегмент, покупателей онлайн-магазинов и пенсионеров. Причем люди пенсионного возраста предположительно составят около трети аудитории банка, которая к 2023 году будет насчитывать примерно 21 млн россиян.

— Чем банк должен привлечь пенсионеров?

— Во-первых, мы активно реализуем пенсионный проект — пенсионеры уже в 58 субъектах федерации получают пенсии на сберегательный счет «Почта Банка», на остаток по которому начисляется до 8 % годовых ежемесячно. Есть и другие разнообразные полезные сервисы — пенсионерам доступны вклады, переводы, а также кредиты на особых условиях. Другими словами, мы разрабатываем наши предложения, ориентируясь на нужды людей пожилого возраста.

— А что вы предлагаете молодым?

— Молодые люди, как правило, активно пользуются услугами интернет-магазинов. Таким клиентам мы адресуем разнообразные сервисы. Это и программа «Пакет онлайн-покупателя», и самый современный мобильный банк, с которым очень удобно взаимодействовать. Например, если клиент оплатил в Интернете товар одной из карт «Почта Банка» и качество покупки его не устроило, ему будет компенсирован ремонт или стоимость обратной отправки товара продавцу.

Кроме того, мы наблюдаем растущий интерес к кредитной карте «Элемент 120» с лимитом до 500 тысяч рублей. Она предусматривает возобновляемый 120-дневный беспроцентный период на все покупки, совершённые в течение месяца, и так каждый месяц — уникальное предложение на российском рынке.

— А зарплатные проекты вы планируете реализовывать?

— Да. Мы уже сегодня разрабатываем зарплатный проект, который привлечет работающих россиян.

— Каковы основные конкурентные преимущества «Почта Банка»? И кого вы видите своими основными конкурентами?

— Мы не делим конкурентов на главных и второстепенных. Разумеется, мы конкурируем как с государственными, так и с частными банками. Вместе с тем мы не ставим перед собой задачи обойти какой-то конкретный банк по тому или иному показателю. У нас другая цель: реализация грандиозного проекта. Этим мы и занимаемся.

Что касается преимуществ «Почта Банка», то их несколько. Во-первых, наша модель не требует больших расходов, поскольку мы работаем на базе почтовых отделений. То есть мы не тратимся ни на аренду помещений, ни на их ремонт. Во-вторых, доступность. У «Почты России», как я уже говорил, 42 000 отделений по всей стране. Значит, мы всегда рядом с клиентом. В-третьих, у нас нет бронированных касс. Все расчетные операции, в том числе выдача и погашение кредитов, осуществляются через банкоматы. Как следствие, мы предлагаем привлекательные ставки и открываем по 10 точек в день.

— Такие темпы развития наверняка требуют постоянного набора новых сотрудников?

— Безусловно. За год штат увеличился почти на 3000 человек. Сейчас у нас более 10 000 сотрудников. Но никаких проблем нет — специалистов хватает. Кроме того, мы привлекаем к оказанию банковских услуг сотрудников почты по агентской схеме. Чтобы задействовать их в продажах финансовых продуктов, мы создали систему дистанционного обучения для почтовых сотрудников, после прохождения которого они получают допуск к работе с банковскими приложениями и продуктами. На сегодняшний день обучение уже прошли несколько тысяч человек.

— От дистанционного обучения перейдем к дистанционным каналам. Как вы развиваете это направление?

— Дистанционные каналы развиваются динамично. Со временем типовые операции, те же коммунальные платежи, например, в основном будут осуществляться дистанционно. Конечно, в мегаполисах процесс идет быстрее, чем в небольших населенных пунктах. Мы понимаем, что будущее за смартфонами, и «Почта Банк» стремится стать цифровым банком с крупнейшей в стране розничной сетью. Для этого мы инвестируем в развитие собственной технологической платформы. И успехи уже есть. По версии агентства Markswebb, наше мобильное приложение вошло в тройку лучших мобильных банков России для iOS и в пятерку — для Android.

— Какими принципами вы руководствуетесь, разрабатывая банковские продукты и услуги?

— Разрабатывая, а также модернизируя финансовые продукты и услуги, мы стремимся к тому, чтобы они были просты для понимания и практичны. В кредитных договорах «Почта Банка» вы не обнаружите ни скрытых условий, ни набранного мелким шрифтом текста, ни сносок со звездочками. То есть ничего, что сделало бы документ трудным для восприятия и толкования. Их условия изложены четко и ясно, в них нет двойного дна. Это очень важный момент, потому что только так можно завоевать доверие клиентов. Если говорить о практичности, то она проявляется в лаконичности и емкости нашей продуктовой линейки, которая основана на базовых банковских сервисах, полезных в любой жизненной ситуации.

— На продуктовой линейке хотелось бы остановиться поподробнее. Расскажите о базовом продукте «Почта Банка».

— Это сберегательный счет, который открывается бесплатно, когда клиент впервые обращается в банк. Счет предусматривает начисление до 8 % годовых на остаток средств. Клиент получает продукт «три в одном»: надежный вклад, текущий счет для повседневных операций и доходный накопительный счет. К сберегательному счету прилагается пластиковая карта. Она тоже выпускается и обслуживается бесплатно. На эту карту можно получать зарплату или пенсию, ею можно оплачивать покупки. Причем как в обычном магазине, так и онлайн.

— А флагманские продукты?

— Это кредит наличными «Первый почтовый» и уникальная кредитная карта «Элемент 120», о которой я уже говорил. Кредит «Первый почтовый» с лимитом до 1 млн рублей и ставкой от 16,9% годовых позволяет дисциплинированным клиентам воспользоваться услугой «Гарантированная ставка». Что это такое? Если человек, взявший кредит, погашает его минимум 12 ежемесячными платежами, не допуская просрочек, кредит пересчитывается по ставке 14,9 % и разница перечисляется на счет клиента. Иными словами, мы благодарим добросовестного заемщика и возвращаем ему реальные деньги. Таким образом наши клиенты уже получили более 650 млн рублей.

— Один из самых популярных видов кредита — кредит на покупку машины. Видимо, поэтому «Почта Банк» поддерживает проект «АВТОМОБИЛЬ ГОДА»?

— Для нас главное — потребности и интересы наших клиентов. А среди них много автомобилистов. И хотя в сфере автокредитования успешно работает ВТБ24, расчетная или кредитная карта «Почта Банка» в дороге точно не помешает. AG

К списку интервью

Комментарии