Эта традиция родилась 12 апреля 1961 года. По пути на стартовый комплекс Гагарину, что называется, приспичило. Пришлось останавливаться, выходить на воздух и по-быстрому справлять нужду. Но, на мой взгляд, традиция рождается, лишь когда действие повторяют.
И в этом же году Герман Титов перед стартом остановил автобус в степи и повторил «процедуру». Как известно, и этот запуск был успешным. Все последующие старты уже проходили по регламенту: остановка теперь плановая, и хочется космонавту или нет, а приходится. Некоторые космонавты шутя отмечают, что имитируют процесс, но из автобуса обязательно выходят.
Вы удивитесь, но соблюдают традицию и женщины-космонавты — подойти к колесу они считают своим святым долгом. Еще одна традиция — это пинок от генконструктора. Она появилась позднее, и космонавты не особенно любят о ней говорить. Но считается, что этот шаг придает экипажу дополнительное ускорение.
На взлетный комплекс первого космонавта доставил автобус ЛАЗ-695Б небесно-голубого цвета. В передней части автобуса было два кресла и между ними столик. Почему два? Да потому, что до запуска обязательно присутствовал дублер. И все хорошо знают, что у Гагарина им был Герман Титов. В салоне были также места для специалистов и медиков. Кстати, скафандры космонавтов подключались к специальной вентиляции. Обеспечить стерильность, увы, все равно не получалось, смотрите историю выше. Впрочем, на космодроме был специальный отсек, через который проходили все космонавты, и их скафандры там очищались от пыли и бактерий.
Но мне хочется сегодня поговорить не о машинах взлетного комплекса Байконур, а об автомобилях, которыми пользовался первый в мире космонавт. Ходят слухи, что у Юрия Гагарина первым автомобилем был ГАЗ-12. Но на этот счет есть большие сомнения, ведь автомобиль стоил по тем временам около 40 000 руб., и ни один космонавт не смог бы себе позволить такую машину. Да и не нужна она была человеку, который все время отдавал подготовке к полету. Поэтому причислим эту машину к слухам.
После удачной посадки в Саратовской области Гагарина доставили на совершенно обычном грузовике ЗИС-151 в военную часть. А вот при встрече с Никитой Хрущевым сотни телекамер уже поймали в объектив один из самых роскошных автомобилей того времени — ЗИЛ-111, и, как вы понимаете, голубого цвета.
Никакого дорогого служебного автомобиля Юрию Гагарину не выделили. Он получил «козлика», ГАЗ-69, и водителя — сержанта из авиачасти. Только позднее поступила команда выделить первому космонавту ГАЗ-13, ту самую легендарную «Чайку». И этим служебным автомобилем Гагарин пользовался до конца жизни.
Мы все прекрасно знаем по многочисленным публикациям, что Юрий Гагарин ездил и на личной «Волге» с номерным знаком 12-04 ЮАГ. Но мало кто знает, что, получив этот автомобиль, у него все еще не было водительского удостоверения. Первый космонавт отправился в автошколу на общих основаниях и сдал на права.
А теперь самое интересное. История с автомобилем, у которого был номер 12-04 ЮАГ, полна загадок, потому что в исторических сводках и на фотографиях гораздо чаще встречается другая «Волга», чья история куда прозрачнее. Она была подарена Брежневым, и номера на ней были 78-78 МОД. Машина отличалась изобилием хрома и салоном небесно-голубого цвета.
Когда началось мировое турне Гагарина, то в ряде стран с мощной автомобильной промышленностью ему в качестве подарка старались преподнести машину. Правда, по факту он получил только один автомобиль: Matra-Bonnet Jet VS. И после этого разразился скандал. «В Париже на авиасалоне Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом» — таким высказыванием сопровождалась фотография, облетевшая весь мир.
На самом же деле для Гагарина автомобили не были символом поклонения. Известна история, как во время официального визита Гагарина на ГАЗ заводчане спросили у первого космонавта, доволен ли он машиной. Он честно ответил: «Доволен, но иногда возникают проблемы...» После этого всего за одну неделю «Волгу» перебрали полностью. С тех пор «проблем» не было, и Гагарин ежегодно поздравлял Горьковский завод с Днем машиностроителя.