Центр остановки дорожного движения

Москва этим летом «умрет» в девятибалльных пробках. Это не я вам говорю, а власти столицы. И заявление было абсолютно официальным, а причина тому — реконструкция или, как теперь модно говорить, реновация центральных улиц города.

fde9a917aba6995b9c8dca7c66879361.jpg

Почему уже столько лет в столице не могут организовать хотя бы уверенное рабочее движение? Ответить на этот вопрос в рамках одной колонки, увы, невозможно. Однако сегодня я хочу привести несколько наблюдений, а выводы уже делайте сами. Я прекрасно понимаю, что эту заметку читают не только москвичи, но, поверьте, все крупные города ориентируются на столицу... Словом, вы меня поняли.

Центр остановки дорожного движения создан в 1999 году. Цель его — координация и внедрение новых стратегий по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. И с тех пор наши дороги стали «русским полем эксперимента». Перечень функций этой организации есть на официальном сайте, и замечу, что их несметное количество. Однако под пунктом три стоит, пожалуй, самая важная функция — моделирование городских транспортных и пассажирских потоков. И здесь ЦОДД преуспел. Мне приходится возить дочку на занятия к репетитору на автомобиле, хотя путь не превышает пары километров. Просто поездка на общественном транспорте занимает около 40 минут. Удобно, что скажешь! Конечно, нельзя во всем винить ЦОДД. На транспортную ситуацию в нашем городе влияет множество департаментов и тысячи факторов. Однако есть базовые проблемы, на которые властям может указать любой автолюбитель, и, увы, эти проблемы решить не получается.

00db1fba8bca432021e9c4b7a2519bfd.jpg

Современный общественный транспорт, перехватывающие парковки, эффективные развязки. С разговора об этом все и начиналось. Но... поговорили, и как-то не пошло. Хотя идея была отличная — жители спальных районов и те, кто едет на работу в столицу из Подмосковья, могли бы оставлять машины на окраине города и пользоваться хотя бы единственно эффективным транспортом — метро. Но парковки решили не строить. В «перехватывающие парковки» превратились все дворы и переулки у конечных станций метро. Жителям, которые смогли оградить территорию и поставить шлагбаумы, повезло, а остальные регулярно обнаруживают свой автомобиль, перекрытый другим, и еще хорошо, если владелец не забыл оставить номер телефона под лобовым стеклом. Неужели эту ситуацию не моделировали? Конечно, моделировали!

Впрочем, давайте посмотрим на сами дороги и организацию движения. Выделенные полосы для общественного транспорта, которые дублируют ветку метро, сразу доказали свою неэффективность, но убирать их не стали. Задайте себе вопрос: почему? А ведь это целый ряд для движения транспорта. И давно подсчитано, сколько людей в час перевозит по этой полосе общественный транспорт и сколько — частные автомобили. Но цифры, видимо, оказались слабым аргументом.

235d0e816349cf2a892f506d321430fa.jpg

Сужение дорожного полотна в центральной части города и увеличение тротуаров сделано для туристов, а не для жителей, как и велодорожки, которые в нашем климате не могут расцениваться как часть транспортной системы, — это лишь объект для приятного (что сомнительно) времяпрепровождения. Но полотно для движения велосипедов «съело» часть автомобильной дороги. Замечу, что в этом городе живут и работают несколько миллионов человек, которых меньше всего интересует, понравится туристу столица или нет. Его гораздо больше беспокоит, успеет ли он на работу, успеет ли забрать ребенка из детского садика или школы. Да и в принципе: сколько времени он проведет в пути, в независимости от того, едет он на машине или в общественном транспорте.

«Бутылочное горлышко». Эта проблема хорошо известна, но в Москве ее не только не смогли решить, а возвели в степень. Когда пять рядов упирается в два — это пробка! Когда в одном ряду идут ремонтные или строительные работы — это пробка! Когда в ряду произошло ДТП — это пробка! Чиновники часто приводят опыт других стран. Но иногда это похоже на анекдот:
Цитата

«— Карузо сильно шепелявит.
— Вы ходили на Карузо?
— Нет, мне Рабинович напел».

Порой складывается ощущение, что иностранный дорожный опыт у нас изучают по рассказам туристов. Раз так, мне тоже есть что рассказать. Я ездил по дорогам самых разных стран. Я видел, с какой реактивной скоростью убирали обвал на дороге в Норвегии, я видел, как быстро и эффективно ремонтируют автобаны в Италии, я знаю, как четко организовано движение в Токио, Риме, Париже и других городах, которые попадают в топ-лист самых загруженных городов мира. Меня всегда удивляло: почему их загруженные дороги работают как часы! Это и называется «рабочим движением». То есть, садясь утром за руль, ты знаешь, сколько времени потратишь на дорогу. Ответьте мне, вы сможете в 9:00 утра сказать, сколько времени у вас займет поездка от Куркино до Марьино? Сомневаюсь. Ну или можно ответить так: до трех часов.

e69cecc1565e82c88c6832dc5e595dfd.jpg

А еще в большинстве стран не устраивают недельные раскопки в левом ряду многополосной магистрали, там ряд не может закончиться бетонным блоком и там не перекрывают дороги, чтобы отвезти чиновника или оросить асфальт водой из «поливалок» в час пик. Не так давно я видел потрясающую картину на Минском шоссе. Сотрудник ДПС перекрыл движение примерно за 10 км до МКАД и пропускал по очереди то правый, то левый ряд. Если с помощью такого дуршлага мы будем организовывать свободное движение по Кутузовскому проспекту, то скоро возьмем на вооружение и еще одну схему, когда по четным дням можно ездить на машине с четным номером, а по нечетным — с нечетным.

Еще в подавляющем большинстве стран не бывает путаных правил дорожного движения. Это я про наше круговое движение, которое теперь организовано так, что даже водители с большим стажем не сразу соображают, кто на каком кругу кому должен уступать. Ну и наконец, на их дорогах есть разметка!!! Не нужно моделировать дорожную ситуацию, чтобы понять, насколько падает скорость потока, когда на дорогах нет разметки. У нас, увы, на многих шоссе в черте города ее нет почти полгода. Под щетками снегоуборочной техники она исчезает в декабре, а обновляют ее в лучшем случае в начале мая. Лично мне не очень понятно, почему нельзя наносить в сложный климатический период дешевую временную разметку, если на нормальную не хватает средств или ресурсов.

c512ca3d30046dc10fcc52fedee7885b.jpg

А вот свежая новость: ЦОДД объявил о том, что есть смысл сузить дорожные полосы. И даже сказали, что дополнительная полоса может увеличить скорость движения до 30 %. Вы что, шутите? Сейчас минимальная ширина полосы по ГОСТу у нас не должна быть менее 3,5 метра, за исключением отдельных ситуаций. Помните советский мультфильм «Жадный богач», где главный герой убеждал скорняка из одного небольшого куска овечьей шкуры сделать семь шапок. В итоге он их и получил, но они даже на нос не налезали. Конечно, на Ленинградском или Ярославском шоссе можно сузить полосы, но скорость потока от этого не только не вырастет, а, скорее, упадет. Смотрите пункт «бутылочное горлышко».

Рассуждать на тему наших дорог и организации движения можно бесконечно. Проблема в том, что к мнению рядового автолюбителя во время реализации наполеоновских планов вряд ли кто прислушается. Сейчас столицу ждет реновация. На старые транспортные сети ляжет новая нагрузка и прогноз, что летом центр столицы ждут девятибалльные пробки, очень оптимистичен. Боюсь, что этот индекс уже скоро распространится на весь город и не на один год.