Тест-драйв для манекена

68a68a173c66e0454652f7cd0ee5e38c.jpgШведы доказали, что выпускают самые безопасные автомобили в мире. На последних испытаниях, которые проводит зависимая организация Euro NCAP, Volvo XC-90, набрала рекордное за всю историю тестов количество баллов и заткнула за пояс даже самого серьезного соперника – Mercedes. Вот результат: 5 звезд; защита водителя и пассажиров – 97 %; защита детей – 87 %; защита пешеходов – 72 %; устройства безопасности – 100 %. Пожурили разработчиков только за кромку капота, которая, мол, не совсем безопасна для пешеходов.

Тут ничего не скажешь! Можно только похвалить шведов и еще раз убедиться, что выбранная ими в свое время ставка на безопасность принесла результат. После таких данных волей-неволей задумываешься, а может, шведы и не шутили, когда заявили, что к 2020 году на их дорогах не будет ДТП с летальным исходом. Как бы там ни было, но именно эта компания тратит огромные суммы на разработку систем безопасности, в том числе и тех, которые исключают саму возможность ДТП. 
Впрочем, безопасность – штука очень условная и зависит от массы факторов. К примеру, почему такой результат не показали другие производители? Почему такого результата нет и в помине у машин масс-сегмента? Да все просто. Euro NCAP дает дополнительные баллы за побочные устройства, которые помогают водителю. Камеры с обзором в 360 градусов, радары, пассивные системы, препятствующие заносу, всевозможные индикаторы и «напоминалки». Если обвесить ими бюджетную машину, то она будет стоить, как чугунный мост. То есть продать ее будет практически невозможно. Но, как показывает практика, даже покупатели премиум-сегмента не спешат расставаться с содержимым своего кошелька и очень скрупулезно выбирают комплектации, порой экономя на безопасности. 

Мы очень странные. Вспомните крылатую фразу таксистов 90-х: ты что, мне не доверяешь? Она звучала, если пассажир пытался пристегнуться. Для современных машин, у которых есть функция напоминания о не пристегнутых ремнях, была придумана еще одна: заглушка в гнездо ремня безопасности – чтоб машина не пищала. Некоторые наши водители всерьез считают, что ездить не пристегнутым безопаснее. Аргументы глупейшие: от – ремень давит, до – в случае аварии я могу запрыгнуть под пассажирское сиденье.
Последнее не шутка – такие комментарии давали реальные люди, когда одна уважаемая компания проводила большое социальное исследование, как русские водители относятся к ремню безопасности.

13fdff21790b6213f8392dc1a5970ee9.jpgСразу развею оба мифа: современный ремень не давит. Более того, в «ждущем» режиме он находится в расслабленном состоянии. И неважно, какой он конструкции: инерционный или с электронным управлением. В машине с подушкой безопасности ездить не пристегнутым категорически запрещено. В случае ДТП, раскрывшаяся подушка нанесет серьезный урон здоровью, вплоть до летального исхода. Не считая того, что даже на машинах без подушек безопасности ремень все же эффективное средство защиты. 

Вся логика инженеров, которые работают над безопасностью автомобилей, проста: они стараются исключить человеческий фактор. В частности, система курсовой устойчивости ESP теперь отключается полностью исключительно на спортивных машинах. За среднестатистического водителя теперь постоянно думает электроника: ошибся – и она постарается все исправить! Многие стали комплектовать автомобили системой мониторинга дорожной ситуации: если водитель зазевался, то машина остановится сама. Причем если пару лет назад эта функция была доступна только на авто премиум-сегмента, то сейчас ее уже ставят на бюджетные машины. Но… функцию можно отключить. 

Скажите, зачем мы отключаем то, что может спасти жизнь? Зачем мы вопреки здравому смыслу возим ребенка на руках у мамы? Почему собачка путешествует на руках у водителя, а не в специальном контейнере или хотя бы зафиксированная ремнем на заднем сиденье? Автопроизводители могут придумывать сколько угодно систем, но работать они будут, только если водитель их принимает, а не пытается противостоять назойливым инженерам. 
Напоследок небольшая ремарка. Сейчас в России реформируют автошколы. Вводят дополнительные часы, новые дисциплины. Не так давно и о профессиональных правах заговорили… Лично я уверен, что одним из главных предметов должна быть этика водителя. И обезьяну можно заставить баранку крутить, вот только о других участниках движения она точно думать не будет. А человек может и должен понимать, что, садясь за руль, он отвечает не только за свое здоровье и жизнь, но и за других участников движения. И соблюдая азбучные правила, он резко снижает риск ДТП.