Отказали тормоза: что делать

18.05.2022

Отказ тормозной системы при движении автомобиля – ситуация, требующая от водителя максимум мастерства и четкого алгоритма контраварийных действий. «Автомобиль года в России» дает рекомендации, что предпринять в такой чрезвычайной ситуации.

Причин, по которым машина неожиданно отказывается замедляться в ответ на нажатие педали тормоза, предостаточно. Проблему может создать, к примеру, такая нелепая ситуация, как бутылка с газировкой, закатившаяся под педальный узел. Однако чаще всего отказ тормозов провоцирует утечка тормозной жидкости из-за разгерметизации системы. Чуть реже проблемы с торможением вызывают замасливание колодок, дисков или барабанов, заклинивание поршня в тормозном цилиндре и серьезный износ или повреждение тормозных колодок или тормозных дисков. Кроме того, интенсивность замедления может ухудшиться едва ли не на порядок из-за поломки вакуумного усилителя тормозов. В последнем случае водителю придется нажимать на педаль с гораздо большим усилием.

Что бы ни произошло с тормозами в вашем автомобиле, главная рекомендация тут будет следующей – не впадать в панику и не предпринимать каких-либо маневров типа резкого отворачивания к обочине. Первое, что нужно сделать, это включить аварийную сигнализацию, стараться плавно смещаться правее (от встречки – к обочине) и одновременно попытаться прокачать систему, совершая ритмические нажатия на тормозную педаль. Такими ударными нажатиями в ряде случаев удается в конце концов продавить систему, восстановив в ней давление, которое могло исчезнуть, к примеру, из-за разрушения тормозных колодок.

Одновременно опытный водитель попытается «затормозить двигателем», задействуя трансмиссию. Конечно, проще всего сделать это, если ваш автомобиль оснащен механической коробкой передач. В этом случае необходимо последовательно переключаться «вниз», например, с четвертой передачи на третью, с третьей – на вторую, со второй – на первую. А вот соскакивать, скажем, с пятой сразу на вторую крайне не рекомендуется: высок риск разрушить коробку передач. В автоматах, роботах и вариаторах спасением станет их ручной режим (в случае с CVT – его электронная имитация). Вам нужно будет перевести селектор в положение М или L (ограничитель диапазона на некоторых автоматах) и переключаться «вниз» по тому же алгоритму, что и с механикой.

Можно ли задействовать для такого экстренного торможения ручной тормоз? Здесь, как это ни странно, в выигрышном положении окажутся владельцы тех машин, которые оснащены не механическим, а электронным ручником. Кстати, далеко не все в курсе, что в критической ситуации для замедления автомобиля нужно не просто нажать на клавишу электромеханического ручника, а, нажав, удерживать ее длительное время. В этом случае в целом ряде моделей электромоторы зажмут задние колодки с тормозными дисками, при этом электроника задействует стоп-сигналы автомобиля, что позволит избежать аварийных ситуаций.

Если же ваше авто оснащено классическим механическим ручником, не спешите дергать его от души в попытке придать машине мощный тормозной импульс. Такие действия, в отличие от использования электронного ручника, достаточно опасны, так как велика вероятность, что автомобиль отправится в занос, особенно если ручник дергают в повороте. Задействовать классическую «кочергу» следует лишь тогда, когда вы уже достаточно снизили скорость, тормозя двигателем. При этом тянуть за ручник следует максимально плавно, постепенно увеличивая нажим и не забывая корректировать траекторию рулем.

В заключение перечислим действия, которые не следует предпринимать при отказе тормозной системы. Прежде всего, как бы вам этого ни хотелось, не выключайте двигатель. В противном случае перестанет работать как минимум усилитель рулевого управления, а то и рулевое колесо и вовсе заклинит. Также не слушайте советов «бывалых» о том, что погасить скорость при отказе тормозов можно включением задней передачи (она или не включится, или включится и разрушит весь механизм коробки). 

Наконец, только как самую крайнюю меру, и только если вы обладаете достаточным опытом, можно решиться на так называемое контактное торможение, например, попытаться погасить скорость, «пришвартовавшись» на скорости к следующему впереди вас грузовику-тихоходу, а также попытавшись замедлиться, притеревшись к бордюрам, кустам, заборам и прочим объектам по курсу. Для подавляющего большинства водителей последствия таких экспериментов могут оказаться печальными.


К списку новостей
array(14) {
  ["ID"]=>
  string(7) "1625000"
  ["CODE"]=>
  string(28) "otkazali-tormoza-chto-delat-"
  ["DATE"]=>
  string(19) "18.05.2022 13:27:27"
  ["DATE_ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "18.05.2022 13:27:27"
  ["DATE_ACTIVE_TO"]=>
  NULL
  ["NAME"]=>
  string(53) "Отказали тормоза: что делать "
  ["PREVIEW_TEXT"]=>
  string(445) "Отказ тормозной системы при движении автомобиля – ситуация, требующая от водителя максимум мастерства и четкого алгоритма контраварийных действий. «Автомобиль года в России» дает рекомендации, что предпринять в такой чрезвычайной ситуации"
  ["PREVIEW_PICTURE"]=>
  string(55) "/upload/iblock/b0e/b0e179596781ebef17d077ae5abdee42.jpg"
  ["DETAIL_TEXT"]=>
  string(9058) " 

Отказ тормозной системы при движении автомобиля – ситуация, требующая от водителя максимум мастерства и четкого алгоритма контраварийных действий. «Автомобиль года в России» дает рекомендации, что предпринять в такой чрезвычайной ситуации.

Причин, по которым машина неожиданно отказывается замедляться в ответ на нажатие педали тормоза, предостаточно. Проблему может создать, к примеру, такая нелепая ситуация, как бутылка с газировкой, закатившаяся под педальный узел. Однако чаще всего отказ тормозов провоцирует утечка тормозной жидкости из-за разгерметизации системы. Чуть реже проблемы с торможением вызывают замасливание колодок, дисков или барабанов, заклинивание поршня в тормозном цилиндре и серьезный износ или повреждение тормозных колодок или тормозных дисков. Кроме того, интенсивность замедления может ухудшиться едва ли не на порядок из-за поломки вакуумного усилителя тормозов. В последнем случае водителю придется нажимать на педаль с гораздо большим усилием.

Что бы ни произошло с тормозами в вашем автомобиле, главная рекомендация тут будет следующей – не впадать в панику и не предпринимать каких-либо маневров типа резкого отворачивания к обочине. Первое, что нужно сделать, это включить аварийную сигнализацию, стараться плавно смещаться правее (от встречки – к обочине) и одновременно попытаться прокачать систему, совершая ритмические нажатия на тормозную педаль. Такими ударными нажатиями в ряде случаев удается в конце концов продавить систему, восстановив в ней давление, которое могло исчезнуть, к примеру, из-за разрушения тормозных колодок.

Одновременно опытный водитель попытается «затормозить двигателем», задействуя трансмиссию. Конечно, проще всего сделать это, если ваш автомобиль оснащен механической коробкой передач. В этом случае необходимо последовательно переключаться «вниз», например, с четвертой передачи на третью, с третьей – на вторую, со второй – на первую. А вот соскакивать, скажем, с пятой сразу на вторую крайне не рекомендуется: высок риск разрушить коробку передач. В автоматах, роботах и вариаторах спасением станет их ручной режим (в случае с CVT – его электронная имитация). Вам нужно будет перевести селектор в положение М или L (ограничитель диапазона на некоторых автоматах) и переключаться «вниз» по тому же алгоритму, что и с механикой.

Можно ли задействовать для такого экстренного торможения ручной тормоз? Здесь, как это ни странно, в выигрышном положении окажутся владельцы тех машин, которые оснащены не механическим, а электронным ручником. Кстати, далеко не все в курсе, что в критической ситуации для замедления автомобиля нужно не просто нажать на клавишу электромеханического ручника, а, нажав, удерживать ее длительное время. В этом случае в целом ряде моделей электромоторы зажмут задние колодки с тормозными дисками, при этом электроника задействует стоп-сигналы автомобиля, что позволит избежать аварийных ситуаций.

Если же ваше авто оснащено классическим механическим ручником, не спешите дергать его от души в попытке придать машине мощный тормозной импульс. Такие действия, в отличие от использования электронного ручника, достаточно опасны, так как велика вероятность, что автомобиль отправится в занос, особенно если ручник дергают в повороте. Задействовать классическую «кочергу» следует лишь тогда, когда вы уже достаточно снизили скорость, тормозя двигателем. При этом тянуть за ручник следует максимально плавно, постепенно увеличивая нажим и не забывая корректировать траекторию рулем.

В заключение перечислим действия, которые не следует предпринимать при отказе тормозной системы. Прежде всего, как бы вам этого ни хотелось, не выключайте двигатель. В противном случае перестанет работать как минимум усилитель рулевого управления, а то и рулевое колесо и вовсе заклинит. Также не слушайте советов «бывалых» о том, что погасить скорость при отказе тормозов можно включением задней передачи (она или не включится, или включится и разрушит весь механизм коробки). 

Наконец, только как самую крайнюю меру, и только если вы обладаете достаточным опытом, можно решиться на так называемое контактное торможение, например, попытаться погасить скорость, «пришвартовавшись» на скорости к следующему впереди вас грузовику-тихоходу, а также попытавшись замедлиться, притеревшись к бордюрам, кустам, заборам и прочим объектам по курсу. Для подавляющего большинства водителей последствия таких экспериментов могут оказаться печальными.


" ["DATE_CREATE"]=> string(19) "18.05.2022 13:27:37" ["ICON"]=> NULL ["BLOG"]=> string(4) "7576" ["NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["URL"]=> string(39) "/autonews/otkazali-tormoza-chto-delat-/" }

Комментарии