ЗОЛОТАЯ АНТИЛОПА

За 20 лет жизни на конвейере «ГАЗель» стала одним из символов отечественного автопрома. В сложные 1990-е российская «антилопа» вывезла на себе Горьковский автозавод, а затем помогла многим соотечественникам в построении малого и среднего бизнеса в сфере пассажироперевозок.

Весной 1996 года 13-местный микроавтобус вышел на рынок и стал для миллионов наших соотечественников ежедневным средством передвижения, а проще – «маршруткой». Модель буквально взорвала рынок: в считаные месяцы несколько стран СНГ и дальнего зарубежья загорелись желанием начать отверточную сборку машины, сам же ГАЗ к 2003 году отпраздновал выпуск миллионного экземпляра.

Между тем биография «ГАЗели» была непростой. Прежде чем проект перешел в монопольное владение ГАЗа, он побывал в руках производителей из разных городов СССР. В разработке поучаствовали даже британские специалисты, взявшие за точку отсчета новейший по тем временам Ford Transit. И хотя ГАЗ никогда официально не подтверждал это родство, общие черты налицо. И характерный скос фронтальной части, и полукапотная компоновка (кабина расположена чуть выше и дальше мотора), и малый диаметр колес, снизивший погрузочную высоту до 1 м, – эти вольные или невольные заимствования стали в итоге конкурентными преимуществами газовской машины.

Шаг за шагом

В 1998-м на рынок вышел «Соболь», облегченная версия «ГАЗели» с укороченной колесной базой и независимой передней подвеской. В 2003-м обеим моделям подправили внешность – грустный «взгляд» в духе «Волги» ГАЗ-31029 канул в Лету. Последующая поэтапная модернизация затронула ряд узлов: пассажиры почувствовали эффективную работу системы отопления и вентиляции, а водители – ABS, появившуюся в списке дополнительного оборудования в 2005-м. Оперативно реагируя на изменение потребностей рынка и ужесточение стандартов безопасности, ГАЗ постоянно предлагал новые модификации микроавтобуса и... постепенно монополизировал сегмент машин для городских пассажирских перевозок.

ГАЗ – единственный, представленный на российском рынке отечественный производитель, который серийно выпускает автомобили с четырьмя типами силовых установок

После рестайлинга 2010 года у модели в названии появилось слово «Бизнес». Она планомерно совершенствовалась, но если экстерьер, созданный в середине 1980-х, изменился минимально, то салон обновился кардинально: стал уютным, комфортным и качественным.

Всего же в конструкцию машины было внесено более сотни изменений: производитель модернизировал двигатели и ходовую, электрооборудование и салоны. А как же? Ведь многие автохозяйства буквально выжимали из машины все соки, не тратясь на ремонт. Так что «ГАЗель» просто обязана была работать от рассвета до заката!

Жизнестойкости машины поспособствовало внедрение множества импортных комплектующих, в частности турбодизеля Cummins серии ISF. Рулевая система ZF существенно улучшила управляемость. Тормозная система Bosch с повышенной информативностью на 3 м сократила тормозной путь, а амортизаторы Sachs улучшили плавность хода. Кроме того, была усилена антикоррозийная стойкость кузова, который раньше «зацветал» уже через год эксплуатации.

Народный транспорт

Сегодня с конвейера сходят корпоративные и туристические микроавтобусы «ГАЗель Бизнес» на 8 или 13 пассажирских мест и популярные маршрутные такси на 12 или 14 мест, часто называемые «Автолайн». Для междугородных перевозок разработана 18-местная модификация – такие микроавтобусы, в обязательном порядке оснащаемые ремнями безопасности, популярны в центральных и южных регионах России. По желанию заказчика пассажирские «ГАЗели» можно оборудовать низкой, средней или высокой крышей, сдвижной дверью с электроприводом, а также кондиционером.

ГАЗ – единственный, представленный на российском рыке отечественный производитель, который серийно выпускает автомобили с четырьмя типами силовых установок: бензиновой, дизельной и двумя версиями газобензиновых двигателей, работающих на сжатом (метан) или сжиженном (пропан) газе. Самые востребованные агрегаты – 2,9-литровый 107-сильный бензиновый мотор УМЗ и 2,8-литровый 120-сильный дизель Cummins – сочетаются с 5-ступенчатой механикой, задним или полным приводом. Интересный факт: в последние годы более 50 % машин переводилось владельцами на метан или пропан в сторонних сервисных центрах.

Следующий!

Время старой «ГАЗели» подходит к концу, и это видно по статистике продаж за 2014 год. В сегменте минивэнов «ГАЗель» и «Соболь» все еще сохраняют лидерство, однако отрыв нижегородских машин от конкурентов постепенно сокращается. Например, результат продаж еще одного ветерана, «буханки» UAZ 3962/2206, – 8075 единиц (против 9739 у «ГАЗели»). Да и автомобили семейства Volkswagen T5 (VW Transporter / Caravelle / Multivan / California) наступают на пятки: 4790 проданных единиц.

Самой востребованной у заказчиков является наиболее доступная версия «ГАЗели» – с 2,9-литровым бензиновым мотором мощностью 107 л. с. и задним приводом (5476 шт.). Сегодня такой микроавтобус стоит минимум 810 000 руб. В такой же конфигурации неплохо продается и «Соболь» (его цена примерно на 100 000 руб. ниже). Причем бензиновая 107-сильная модификация популярнее дизельной – более мощной (120 л. с.) и экономичной, но требующей доплаты около 200 000 руб.

В затылок микроавтобусам «ГАЗель» и «Соболь» уже год как дышат малотоннажные «соплеменники» с приставкой Next в названии. Серийный выпуск модификации «бортовая платформа» стартовал на Горьковском автозаводе в апреле 2013-го. А в марте 2014-го на базе «ГАЗель NEXT» началось производство маршрутных автобусов как в городском, так и в пригородном исполнении. Новая модель обрела кузов каркасного типа, более комфортную и безопасную кабину, переднюю независимую подвеску и реечный рулевой механизм с гидроусилителем. Доступ в кабину стал удобнее, число мест увеличилось до 18 (в версии для междугородних перевозок – 19). Что касается двигателя, то пока предлагается только 2,2-литровый Cummins китайского производства. В дальнейшем семейство NEXT будет прирастать новыми модификациями, а в перспективе (когда именно, нижегородцы не уточняют) окончательно вытеснит «ГАЗель Бизнес» с конвейера.

Пока же «ГАЗель» остается сверхпопулярной не только в России, но и в странах СНГ. А «ГАЗель NEXT» прорубила окно в Европу. С 2014 года новые LCV выпускаются и продаются в Турции, в нынешнем году стартуют продажи в Боснии и Герцеговине, Сербии и Македонии.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГАЗ-3221 «ГАЗЕЛЬ БИЗНЕС» 2.9 MT

 
Цена вопроса От 805 000 руб.
Габариты, мм 5475×2075×2300
Колесная база, мм 2900
Диаметр разворота, м 11,0
Дорожный просвет при полной нагрузке, мм 170
Снаряженная масса, кг 2325
Объем салона, м3 9,0
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 2890
Макс.мощность, л.с./об/мин 107/4000
Макс.момент, Нм/об/мин 220/2500
Привод задний
Трансмиссия механическая, 5-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 120
Время разгона 0-100 км/ч, с н.д.
Расход топлива (при скорости 80 км/ч), л/100 км 13
Объем бака, л 64

К списку тест-драйвов

Комментарии