УКАЗАНИЕ СВЕРХУ

Компания Mazda Motor продолжает обновлять модельный ряд, постепенно приводя свои машины в соответствие с корпоративным стилем «Кодо». Его уже примерили седан шестой серии и кроссовер CX-5. Теперь настал черед «тройки», на продажах которой и основано благополучие японской марки.

Cегодня можно смело констатировать тот факт, что Mazda3 выкроила себе особую нишу и отодвинулась от конкурентов на сравнительно безопасную дистанцию. Этот автомобиль любят за хищный дизайн и задиристый характер, щедро сдобренные надежностью и разумными ценами. Правда, привлекательный образ японской машины, сформировавшийся между 2005 и 2007 годами, на волне успеха модели первого поколения, уже несколько лет существует самостоятельно, постепенно отдаляется от реальности и становится все более абстрактным. Впрочем, нашему менталитету свойственны стереотипы: сначала мы их создаем, а затем фанатично в них верим, не обращая никакого внимания на изменившиеся обстоятельства...

 Ожидание чуда

Имидж «тройки» как недорогого и надежного спорткара сформировался между 2005 и 2007 годами на волне успеха модели первого поколения

Вернемся к «трешке». Со временем темперамент автомобиля потускнел, цены на него выросли, а частота угонов обусловила дороговизну страховых полисов. Неудивительно, что объем продаж, составивший в 2008 году рекордные 39 000 машин, в 2010-м снизился до 10 000, и даже быстрое посткризисное восстановление рынка не вернуло японской модели былые позиции. Началась эпоха иномарок локальной сборки, и «трешка» с ее «патриотизмом» и жесткой зависимостью от завышенного курса иены утратила конкурентоспособность. Частичная переориентация машины второго поколения на более платежеспособную и возрастную аудиторию ситуацию не улучшила. Ходовые качества отошли на второй план, уступив место комфорту, и в результате от прежнего «букета достоинств» остался практически один дизайн. Но красивые машины теперь научились делать все: достаточно посмотреть на сегодняшние Kia Cerato, Hyundai Elantra или, допустим, Opel Astra...

От модели третьего поколения ждали многого. И прежде всего – «перезагрузки» стратегического позиционирования и внятного определения вектора развития. Как-никак это первая «тройка», разработанная Mazda самостоятельно, в отрыве от ресурсной базы могущественной империи Ford Motor. Насколько удачной окажется новая дизайнерская философия «Кодо – душа движения» применительно к автомобилю компактных размеров? Куда качнется чаша весов: дальше, к комфорту, или назад, к динамике? И какая роль уготована технологической концепции Skyactiv, позволяющей создавать бензиновые и дизельные двигатели с аномальной степенью сжатия? В общем, загадок хватало.

Неудивительно, что к премьере новой Mazda3 было приковано всеобщее внимание, и первые отчеты автомобильной прессы о дорожных тестах зачитывались до дыр. Мир будто предвкушал сдвиг ориентиров, втайне надеясь на чудо. А разве революция, совершенная независимой и небольшой, по нынешним меркам, компанией, не стала бы настоящим чудом? Забегая вперед, скажем, что революции не произошло. Но уже то, что от японской марки ждали чего-то экстраординарного, делает ей честь.

Учимся у старших

Итак, дизайн. Свежеиспеченная «тройка» оказалась не просто лояльной стилю «Кодо», автором которого является шеф-дизайнер Mazda Икуо Маэда. Она с точностью, а местами и с чрезмерной дотошностью, повторяла решения дебютировавшей годом ранее «шестерки». Сомневаетесь? Посмотрите на хромированную окантовку решетки радиатора и пластику ниш, в которых размещены противотуманные фары. Один в один! А все потому, что топ-менеджеры Mazda сделали ставку на продвижение бренда, а не отдельных моделей. И такая позиция подвергает риску более дорогие продукты: «тройка» осталась в выигрыше, а «шестерка» лишилась одного из обоснований своей повышенной, по сравнению с младшей моделью, цены.

Это интересно

Бензиновые двигатели семейства Skyactiv обладают рекордно высокой степенью сжатия – 14:1. Зачем? Для наилучших экологических показателей и эластичности мотора в широчайшем диапазоне оборотов. Для того чтобы заставить такой двигатель эффективно работать, инженерам Mazda Motor пришлось применить принципиально новые технологии управления температурным балансом и подавления детонаций. Сейчас японцы готовятся представить Skyactiv второго поколения со степенью сжатия 18:1 и воспламенением от сжатия, то есть бензиновый мотор, работающий по принципу дизеля.

Рельеф кузовных панелей автомобиля, плавный и сильный, ассоциируется, по замыслу разработчиков, с морским прибоем, что выделяет Mazda3 из толпы «одноклассников». Характерный разлет головной оптики и задних фонарей выдает восточноазиатское происхождение машины, но выглядит это гармонично. А вот и убедительная демонстрация высококлассного инжиниринга: передние стойки кузова переходят в сочленение крыла и двери ровно в том месте, где заканчивается подоконная линия (ни заигрывания на тему минивэна, ни дополнительных окошек в передних дверях!). Сделать так, не потеряв в аэродинамике и пассивной безопасности, технически довольно сложно. А Mazda сделала. И получила дополнительный бонус – спортивный профиль с длинным капотом. Браво! Основная претензия к экстерьеру касается мрачной цветовой гаммы, которая скорее подходит неуклюжему Toyota Land Cruiser, нежели юркой молодежной машине. Да, есть темно-красный «металлик». Но хочется поярче.

Оформлением интерьера «тройка» и «шестерка» отличаются друг от друга кардинально. Mazda3, как ей и подобает, выглядит динамичнее и легкомысленнее. Блок приборов выполнен по мотивам спорт-байков: аналоговый циферблат по центру и жидкокристаллические цифровые указатели по бокам. При этом наполнение панели зависит от комплектации: в одних машинах посередине находится спидометр, в других – тахометр. В более дорогих версиях, начиная со «средней» Active+, салон смотрится по-настоящему здорово. Тут уже появляется цветной дисплей, расположением напоминающий младшие модели Mercedes-Benz. Управляется он круглым контроллером HMI, размещенным на тоннеле между передними креслами и вызывающим прямые ассоциации с машинами BMW. Возможно, это и не оригинально, однако примеры для подражания выбраны грамотно.

Призрак любви

Цепкие сиденья с ощутимой боковой поддержкой диктуют низкую посадку за рулем, что можно расценивать как предложение «прохватить». Требуют скорости и резкие размашистые линии в интерьере. Им вторит лаконичная передняя панель, избавленная от лишних побрякушек. Безупречная сборка и добротные материалы отделки намекают на то, что машина сработана на славу и в ответственный момент не подведет. Но, прежде чем завести мотор, заглянем во второй ряд.

Задним пассажирам Mazda3 покажется менее гостеприимной и доброжелательной, чем водителю и его соседу. Начнем с того, что забираться сюда нелегко: мешают и покатая крыша, и узкий проем, и высокий порог. Здесь приходится сидеть низко-низко, упершись коленями в спинки передних кресел и периодически задевая локтями жесткий пластик дверей. А во время движения из-за недостаточной звукоизоляции колесных арок во втором ряду устанавливается более высокий шумовой фон. Впрочем, для «тройки» это уже стало фамильной чертой. Равно как и скромный багажник, который у машин с кузовом «хетчбэк» стал едва ли не формальностью: 308 л, тесный проем и большая погрузочная высота.

Динамические возможности автомобиля тоже весьма ограничены. На российском рынке новая Mazda3 предлагается с одним из трех бензиновых моторов. Во-первых, это 1,6-литровый двигатель семейства MZR, который оснащен распределенным впрыском, снижающим требования к качеству топлива. Мощность скромна – 104 «лошади», но это единственный вариант для модификации с механикой (есть и автомат – устаревшая 4-ступенчатая коробка). Альтернативу консервативному мотору составляет 1,5-литровый представитель высокотехнологичного семейства Skyactiv с непосредственным впрыском и степенью сжатия 14:1, который сочетается исключительно с 6-ступенчатым автоматом, что при мощности 115 л.с. не оставляет шансов на победу в «светофорных гонках». Куда лучше выглядит 2-литровый Skyactiv с отдачей 150 «лошадей». Однако и тут обязательна автоматическая трансмиссия, а базовая цена (965 000 руб.) вынуждает снять этот вариант с повестки дня. Понятно, почему россияне купили за полгода лишь 250 таких машин.

Полуторалитровая версия продается намного бодрее, но рекомендовать ее можно разве что автомобилистам с нордическим характером, проживающим в мегаполисах. В пробках машина радует тягой на низах и мягкими переключениями, а запас энергоемкости подвески позволяет не притормаживать перед ямками и «лежачими полицейскими». Вух-вух – и едем дальше. «Тройка» охотно входит в повороты и уверенно чертит дугу, не требуя дополнительных коррекций рулем. На скоростной трассе машина тоже держится молодцом, но для совершения обгонов ей банально не хватает мощности двигателя и быстродействия автомата. Неужели два литра неизбежны? По всей видимости, да. Дорого? Да. Но только тогда это будет настоящая «тройка».

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
MAZDA3 1.5
Цена вопроса
 От 810 000 руб.
Габариты, мм 4460×1795×1450
Колесная база, мм 2700
Диаметр разворота, м 10,6
Радиус разворота, м 5,7
Снаряженная масса, кг 1296
Объем багажника, л 308
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 1496
Макс.мощность, л.с./об/мин 120/6000
Макс.момент, Нм/об/мин 150/4000
Привод передний
Трансмиссия автоматическая, 6-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 186
Время разгона 0-100 км/ч, с 11,7
Расход топлива (средний), л/100 км 5,8
Объем бака, л 51
Насладиться японским гостеприимством можно, имея в кармане 949 тыс. руб. Цены на машины с АКП начинаются от 1 069 000. Полноприводные версии стоят не менее 1 199 000. Mazda CX-5 с мотором 2,5 л представлена в двух комплектациях: Active (от 1 274 000 руб.) и Supreme (от 1 404 000 руб.). Для тех, кто хочет укомплектовать машину по полной программе, предусмотрены пакеты опций. В них представлены биксеноновые фары с адаптивной функцией, навигационная система, аудиосистема Bose с девятью динамиками, люк в крыше, системы безопасности (контроль слепых зон, предупреждение о смене полосы движения, автоматическое управление дальним светом). Самый богатый пакет дополнительного оборудования оценен в 115 тыс. руб.

К списку тест-драйвов

Комментарии