Стратегия выживания

В апреле 2016 года в лидеры продаж российского авторынка вышли модели В-Kласса, которым удалось обойти даже сверхмодные кроссоверы. Автомобилям других сегментов о такой популярности остается только мечтать.

Опираясь на результаты 2015-го, завершившегося падением продаж на 35,7%, эксперты давали на текущий год самые разные прогнозы. От оптимистичного снижения на 5% (Ассоциация европейского бизнеса, АЕБ) до падения на 40%, которое предсказывали в Минпромторге на тот случай, если отрасль лишится программы господдержки. Окончательные выводы делать преждевременно, но уже ясно одно: о каком‑либо подъеме говорить рано. И это наглядно демонстрирует сегмент самых доступных на российском рынке моделей.

НЕ СДАВАТЬСЯ

На городские «крохи» А-Класса приходится самая маленькая доля российского авторынка: около 0,5%. Причем почти 90% продаж обеспечено двумя моделями. Это Daewoo Matiz (1223 проданные машины за январь–апрель 2016‑го) и KIA Picanto (563 автомобиля). Первая модель, несмотря на возраст, не собирается сдавать позиции и готовится предстать в обновленном виде: вот-вот на дорогах появится ее преемник под маркой Ravon. Автомобильчику обещают не только рестайлинг, но и по‑прежнему привлекательный ценник. Picanto стоит дороже. Более того – столько, сколько более солидный и просторный Rio, но, как ни удивительно, у машинки есть своя аудитория. Пусть сам сегмент и невелик, но недешевый «малыш» отвоевал в нем чуть больше четверти!

Автомобили классом выше составляют основу российского рынка. По данным АЕБ, в апреле доля моделей В-сегмента в общем объеме продаж достигла 43,8%, тогда как идущей следом «сборной» кроссоверов досталось только 35,5% покупателей. Рост «бюджетников» зафиксирован в сравнении как с мартом (+9,9%) этого года, так и с апрелем 2015‑го (+1,3%).

Тройка лидеров, состоящая из одной отечественной и двух корейских моделей, не меняется вот уже несколько лет. В 2015‑м Solaris оказывался на верхней строчке рейтинга продаж семь месяцев, но по итогам года все‑таки уступил LADA Granta. Все надежды Hyundai – на год нынешний. За январь–апрель из салонов выехало 29,6 тыс. Solaris и 28,8 тыс. Granta. И пока что корейский автомобиль лидирует не только по результатам отдельных месяцев, но и в общем зачете. Обе модели продаются хуже, чем в 2015‑м, но, если компания Hyundai недосчиталась 4,2 тыс. покупателей, то LADA – 12,3 тыс., то есть втрое больше. На третьей строчке, замыкая список машин, которым за четыре месяца покорилась планка 20 тыс. проданных экземпляров, обосновался KIA Rio.

На подступах к пьедесталу тоже идет борьба не на шутку. Volkswagen Polo (14 214 шт.) держит оборону, защищая свое четвертое место от посягательств агрессивного новичка LADA Vesta (14 014 шт.), а Renault Logan (8641 шт.) не хочет уступать родственному Sandero (8513 шт.). В целом же поводов для оптимизма у «бюджетников» нет: спрос падает. Так, продажи LADA Priora просели на треть, а седан Datsun on-DO, показатели которого снизились вдвое, и вовсе покинул топ-25 продаваемых автомобилей в России.

Спрос на модели гольф-класса падает. Россияне либо предпочитают более доступные и компактные, но сопоставимо оснащенные машины В-Класса, либо уходят «выше» – к кроссоверам

Отметим победу MINI над Audi A1 (191 проданный экземпляр против 162) и совсем уж сникшие французские модели. Peugeot 301 выбрали 26 человек, его «близнеца» Citroen C-Elysee – 18, а о продажах более дорогих хетчбэков, DS3 и Peugeot 208, даже говорить неудобно: восемь и один автомобиль соответственно.

В компанию компактных моделей делегировано немало представителей премиальных марок. Победителем оказалось семейство Audi A3 (860 шт.), оставившее далеко позади Mercedes A-Класса (307 шт.) и BMW 1 серии (182 машины). Правда, тут есть нюанс. Львиную долю продаж «кольцам» обеспечил седан (659 экземпляров), тогда как аналогичная модель Mercedes (407 шт.) именуется CLA, позиционируется как 4‑дверное купе и идет в зачет другого сегмента. У BMW же такой версии просто нет. Компании из Штутгарта очков добавил В-Класс (100 машин), а баварцам – универсал MINI Clubman (49 машин).

В ПЕРЕСЧЕТЕ НА МИЛЛИОН

Спрос на модели гольф-класса падает. Россияне либо предпочитают более доступные и компактные, но сопоставимо оснащенные машины В-Класса, либо уходят «выше» – к кроссоверам. Безусловно, стимулом к увеличению этой тенденции стал экономический кризис, так как цена приличного автомобиля в С-сегменте достигла миллиона рублей. Специалисты АЕБ говорят об обвале спроса в апреле на 31,1% относительно марта этого года и на 36,3  % относительно апреля 2015‑го.

А лидирует, причем уверенно, KIA cee’d (6315 проданных машин). Любопытно, что корейская модель просела только на 3% по сравнению с 2015‑м. Ближайший преследователь, седан Daewoo Gentra (4386 шт.), тоже показал прежний уровень продаж. «Бронза» у Ford Focus (3578 шт.), который по неизвестным рынку причинам стал популярнее после рестайлинга.

И тут снова приходится констатировать исчезающе малые продажи французских хетчбэков: DS4 – 26 шт., Peugeot 308 – 16 шт., Citroen C4 – 1 шт. Худо-бедно делают кассу разве что локализованные в Калуге седаны Citroen C4 (818 машин) и Peugeot 408 (598 шт.).

В зачете автомобилей среднего класса недосягаемые позиции у SKODA Octavia (6716 машин). Модель настолько востребована, что лишь немного уступает более дешевому сородичу Rapid. Благодаря смене поколений взлетели продажи KIA Optima (1984 шт.), но немолодой и не такой стильный конкурент Hyundai i40 все‑таки оказался успешнее (2300 машин). Ну а четвертое место заняла Mazda6 (1534 шт.), что для автомобиля 2012 года рождения совсем неплохо.

BMW 3 серии сумел обойти заклятого конкурента Mercedes C-Класса: 1213 экземплярoв против 1179. Audi A4 осталась далеко позади (713 машин), но это легко объяснимо: покупатели ждали выхода модели нового поколения. И в ближайшие месяцы «четверка» из Ингольштадта, вероятно, сократит отставание.

Что касается других представителей D-Класса, то более-менее серьезные продажи показал только Volkswagen Passat (801 шт.). Спрос на прочие модели крайне мал. Дилеры реализовали 203 седана Infiniti Q50 и 128 экземпляров Jaguar XE, а Volvo S60, Peugeot 508, Lexus IS, Cadillac ATS и Citroen C5 в сумме не дотянули и до сотни машин. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии