СОЗДАТЕЛЬ МОДЫ

Выход RAV4 четвертого поколения в 2013 году заметно оживил продажи модели и существенно увеличил годовые показатели сбыта. Успешным оказался и 2014-й: несмотря на общее падение рынка, объем реализации кроссовера остался прежним. Уж очень удачной получилась четвертая генерация основоположника паркетников.

Принято считать, что именно Toyota изобрела тот тип автомобиля, который поначалу именовался паркетным внедорожником, а затем получил благозвучное название «кроссовер». Дело в том, что Toyota вывела на рынок модель RAV4 в мае 1994 года раньше конкурентов. Правда, они ответили практически сразу: всего несколько месяцев спустя в продажу поступил Nissan Rasheen, за ним появилась и Honda CR-V. Выходит, соперники действовали параллельно. Хотя особых надежд на новый класс никто не возлагал...

Удачный выстрел

Чтобы «обкатать» концепцию «пляжного» внедорожника на публике, осенью 1989 года Toyota выставила на Токийском автосалоне прототип RAV Four. Название экспоната расшифровывалось как Recreational Active Vehicle with Four-wheel drive («полноприводный автомобиль для активного отдыха») и как нельзя лучше отражало его предназначение. На это решение тойотовцев натолкнуло благополучие небольшой компании Suzuki, бойко торговавшей маленькими двухдверными внедорожниками со съемным верхом – Samurai и Vitara. Именно эти модели и послужили отправными точками проекта RAV Four, во главе которого встал инженер Масакацу Нонака.

Концепт-кар встретили восторженно, и вопрос о серийном производстве был решен положительно. Руководство Toyota Motor многого от машины не ждало: в оптимистичном варианте годового плана продаж значилась цифра «40 000». Следовательно, разработка RAV4 не могла быть дорогой: вместо рамы – несущий кузов на платформе модели Corolla, двигатель и коробка передач от Camry, подвеска и полный привод от Celica GT-Four. Формула оказалась удачной, и покупатели засыпали дилеров заказами. Уже в 1995 году в мире было продано почти 100 000 таких автомобилей, чему поспособствовал и выпуск более практичной версии с удлиненной колесной базой и пятью дверями. В 2000 году свет увидел RAV4 второго поколения, а еще через пять лет – третьего, выпускавшегося уже только в пятидверном исполнении. Эта машина пережила два заметных рестайлинга (в 2008-м и в 2011-м), а затем уступила место модели четвертой генерации, которая вышла в 2013 году.

Узнаваемый стиль

Дизайн кроссовера выполнен в соответствии с постулатами нового корпоративного стиля keen look («острый взгляд»). Округлые формы остались в прошлом. Им на смену пришли четкие линии и острые грани. Передняя кромка капота приобрела V-образный профиль, фары вытянулись и сузились. Частью концепции keen look является принцип under priority – доминирование нижней части кузовного периметра, которое достигается за счет применения трапециевидных деталей. К ним относятся передний воздухозаборник и двойная подштамповка на крышке багажника. Но изменение стиля не повлияло на узнаваемость помолодевшего и набравшего сил автомобиля. Плавный подъем подоконной линии, треугольная задняя стойка и «ступенька» задних фар выдают тойотовский кроссовер с головой.

Модель RAV4 вышла в мае 1994 года. Конкуренты ответили практически сразу. Получается, соперники действовали параллельно, хотя особых надежд на новый класс никто не возлагал

Салон машины вызывает неоднозначные эмоции. Впрочем, это неудивительно, поскольку японцы никогда и не слыли мастерами по оформлению интерьера. RAV4 балансирует на грани, за которой напускная брутальность становится неуютной. Качество сборки на высоте, но в отделке чувствуется стремление к экономии. Графика и функциональные возможности жидкокристаллических дисплеев не производят впечатления. Даже в самых дорогих комплектациях в обивке кресел используется не натуральная кожа, а синтетический Softex.

На эргономику грех жаловаться: посадка за рулем комфортна, кресло безупречно распределяет нагрузки. А вот задние пассажиры в новом RAV4 чувствуют себя скованнее: исчезла регулировка сидений в продольном направлении, уменьшилась ширина салона, сократилось расстояние между рядами. Хорошо еще, что углы наклона спинок по-прежнему можно менять. Правда, редко кто покупает RAV4 для поездок семьей. Как правило, на нем передвигается только водитель, а с этой задачей кроссовер справляется на все сто.

Завидная репутация

Успешным продажам RAV4 на нашем рынке способствует отличная репутация и самой модели, и марки в целом. Главным достоинством Toyota считается надежность: беспроблемная эксплуатация плюс высокая остаточная стоимость машин на вторичном рынке. Когда приходит время менять автомобиль, подержанный RAV4 продается выгодно и без волокиты. По статистике, трехлетний кроссовер в среднем теряет примерно треть начальной цены, тогда как другие автомобили других марок дешевеют на 50 %, а то и больше. Надо сказать, что это преимущество тойотовских моделей ценится рациональными покупателями настолько, что они закрывают глаза и на устрашающие рассказы про высокую угоняемость автомобилей Toyota, и на связанные с этим обстоятельством высокие ставки расчета страховки.

Прошлый год оказался для RAV4 достаточно удачным. В России покупателей нашли 38 919 японских кроссоверов. Распределение по регионам выглядит типично для этого ценового сегмента: с большим отрывом лидирует Москва, на которую пришлось четверть проданных автомобилей (9004). Следом с приличным отставанием идет Санкт-Петербург (2593), а места с третьего по пятое занимают Екатеринбург, Казань и Самара (1681, 1209 и 1113 соответственно).

Комфорт с плюсом

Toyota RAV4 продается на российском рынке аж в шести комплектациях, что не очень типично для моделей японских производителей. К тому же на выбор предлагаются два бензиновых мотора объемом 2 (146 л. с.) и 2,5 л (180 л. с.), а также 2,2- литровый 150-сильный дизель. Младший двигатель агрегатируется как с 6-ступенчатой механикой, так и с вариатором; привод может быть передним или полным. Старший бензиновый мотор и дизель сочетаются только с 6-ступенчатым автоматом и полным приводом.

Базовая комплектация «Классик» предлагается исключительно с 2-литровым бензиновым двигателем, механикой и передним приводом. Стоит такая машина 1 255 000 руб. По меркам класса оснащена она весьма скромно и популярностью не пользуется – всего 37 проданных экземпляров за прошлый год. Самая востребованная версия «Комфорт плюс», на которую приходится больше четверти объема сбыта, оборудована тем же 2-литровым мотором, вариатором, приводом на все колеса и оценена в 1 613 000 руб. Такой автомобиль предпочли 10 456 покупателей. В комплектацию входят многофункциональный кожаный руль, датчики дождя и света, задние датчики парковки, ксеноновые фары, круиз-контроль, система помощи при спуске с горы, мультимедийная система и камера заднего обзора. Самая же дорогая комплектация «Престиж Плюс», оснащенная 180-сильным бензиновым мотором, стоит 1 948 000 руб. Эту версию выбрали в прошлом году 2192 покупателя, что тоже немало.

Однако не стоит забывать, что конкуренция в классе среднеразмерных кроссоверов чрезвычайно высока. Следом за RAV4 в рейтинге продаж плотной группой расположились Mitsubishi Outlander (28 969 машин), Mazda CX-5 (24 953), Nissan X-Trail (23 573) и VW Tiguan (22 186). И дебют обновленных версий этих моделей уже не за горами. Так что расслабляться японцам не стоит.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
TOYOTA RAV4 COMFORT PLUS 2.0 CVT 4×4

 
Цена вопроса От 1 613 000 руб.
Габариты, мм 4570×1845×1670
Колесная база, мм 2660
Диаметр разворота, м 5,3
Дорожный просвет при полной нагрузке, мм 197
Снаряженная масса, кг 1645–1690
Объем багажника, л 506/1087/2096
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 1987
Макс.мощность, л.с./об/мин 146/6200
Макс.момент, Нм/об/мин 187/3600
Привод полный
Трансмиссия вариатор
Макс.скорость, км/ч 180
Время разгона 0-100 км/ч, с 11,1
Расход топлива (средний), л/100 км 7,8
Объем бака, л 60

К списку тест-драйвов

Комментарии