ПЕРЕВОЗЧИКИ: КРУПНЫЙ ПЛАН

В сфере грузоперевозок грядет технологическая революция. По оценкам специалистов, уже в ближайшие десять лет появятся серийные самоуправляемые грузовики, транспорт на альтернативных видах топлива, автомобили, объединенные в сеть и находящиеся в постоянной связи с автопарком.

Работы по внедрению технологий, призванных повысить безопасность и эффективность грузового транспорта, идут полным ходом. Ноу-хау активно тестируются на концептуальных новинках «большой европейской семерки» — компаний Mercedes-Benz, MAN, DAF, Iveco, Scania, Volvo и Renault. Да и серийные модели, в которых воплотятся эти передовые решения, не за горами. Некоторые технологии (к примеру, электрические, газовые и гибридные силовые установки) уже активно внедряются. Другие, такие как полноценные системы автопилотирования, доводятся до ума и ждут приведения в соответствие с законодательными базами Евросоюза и других стран.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИИ

Редкий автопроизводитель не радеет сегодня о топливной эффективности. Однако компания Scania, похоже, бросила на достижение этой цели весь свой потенциал. Так, новое поколение седельных и магистральных тягачей Scania получили инновационные кабины R- и S-серий с оптимизированной эргономикой и инновационными регулируемыми верхними и боковыми спойлерами. Последние улучшают обтекаемость и, как следствие, экономичность. Одновременно появились более эффективные дизели стандарта Евро-6 и модернизированная система интеллектуального управления трансмиссией. А система адаптивного круиз-контроля Scania Active Prediction учитывает данные топографии, сверяясь с данными навигационной системы. В результате всех этих ухищрений достигнута экономия топлива на уровне 5 %!

Пожалуй, даже еще более радикальный способ минимизировать расходы на автопарк — внедрять грузовики на электрической и гибридной тяге. Характерный пример работы в этом направлении — концептуальный грузовик MAN eMobility, построенный на базе седельного тягача MAN TGS. Вместо дизельного мотора под капотом здесь установлен 340‑сильный электроагрегат, питающийся от трех литийионных батарей. Такая схема позволяет проехать с полной нагрузкой до 150 км. Грузовик планируется запустить в серию к 2020 году.

По пути электрификации движется и компания Mercedes-Benz Trucks. Ее 26‑тонный прототип Urban eTruck оснащен двумя электромоторами, развивающими совокупно 335 л. с., и литийионной батареей, гарантирующей запас хода в 200 км. Голландская DAF, в свою очередь, делает ставку на гибриды. Ее прототип XF Convenient, оснащенный дизель-электрической установкой, показали в 2016 году на автосалоне в Ганновере. Ведутся работы по подготовке предсерийной модификации.

В ряде стран процесс развития систем автономного вождения тормозится по юридическим причинам. Владельцы автопарков, страховщики, и адвокаты не могут разобраться, кто должен нести ответственность за возможный инцидент

ВКЛЮЧАЕМ АВТОПИЛОТ

Еще один тренд, которому следуют представители «большой семерки», — это системы автопилотирования, технологии с потенциалом повышения безопасности, эффективности и экономичности. Одним из лидеров по внедрению таких ноу-хау является на сегодня все та же Mercedes-Benz Trucks. Ее декларация о намерениях — автопилотируемый прототип Future Truck 2025. Благодаря системе Highway Pilot, в которой используются технологии контроля рядности, адаптивного круиз-контроля и предотвращения столкновений, уже внедренные в легковых автомобилях Mercedes-Benz, этот концепт способен передвигаться по загородным трассам под контролем, но без прямого участия водителя-оператора. Прототип способен также поддерживать сетевую связь с другими грузовиками. Цифра 2025 в названии концепта — намек на вероятное время дебюта на рынке. Однако часть внедряемых технологий уже работает. Так, система Highway Pilot Connect, которая применяется в седельном тягаче Mercedes-Benz Actros, основана на технологии Highway Pilot концепта Future Truck 2025.

На концепт-карах грузовиков оттачиваются технологии электрического и гибридного привода, автономного вождения и телематических систем

Элементы автопилотирования заложены и в футуристическом концепте седельного тягача Iveco Z Truck с аэродинамичной кабиной, 460‑сильным двигателем, работающим на сжиженном природном газе и биометане, и 16‑ступенчатой коробкой передач Powershift. Этот концепт обладает в том числе возможностью автоматизированного движения в колонне. Итальянская компания не исключает, что многие технологии, представленные в Z Truck, совсем скоро появятся и на серийных моделях, прежде всего на флагманском тягаче Stralis. В частности, в нем уже внедрена система помощи водителю Hi-Cruise на основе GPS — она позволяет выбрать правильную стратегию ускорения, торможения и переключения передач, основываясь на данных картографии.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

В то же время многие компании видят залог успеха в установлении постоянной связи между автомобилем, автопарком и сервисом. Так, голландский производитель тяжелых грузовиков DAF активно внедряет инновационную онлайн-систему управления парком техники DAF Connect. Эта технология позволяет оператору видеть свою машину в реальном времени и даже корректировать стиль езды водителя. Такая система уже реализована на грузовиках для региональных перевозок LF и CF, оснащенных двигателями PACCAR PX.

Похожие устройства на основе телематического шлюза позволяют удаленно следить за состоянием грузовых автомобилей персоналу автопарка Volvo. Речь о телематической системе Volvo CareTrack. С недавнего времени эта технология входит в стандартное оснащение строительной техники Volvo.

Работа по повышению экономичности тяжелых грузовиков становится для «Большой семерки» главным императивом

Cистема управления парком автомобилей есть и у компании Renault Trucks. В минувшем году французы расширили функционал телематической системы Optifleet, и теперь она помогает не только отслеживать местонахождение автомобилей, но и определять эффективность каждого водителя на основе оценки стиля вождения. Усовершенствованная система Optifleet уже успешно эксплуатируется на 55 тягачах Renault серии T, работающих во французской транспортной компании Inter-Legumes.

А что же с отечественными производителями тяжелых грузовиков? Они стараются как минимум не отстать. КАМАЗ идет в фарватере партнерской Mercedes-Benz Trucks и сотрудничает с российской IT-компанией Cognitive Technologies, с тем чтобы представить в 2022 году серийные грузовики с автопилотом. Уже в этом году появятся прототипы, оснащенные современными системами содействия водителю (ADAS) с функциями «предупреждение», «предотвращение» и «удержание в поло се». Также в ближайшие месяцы на камском предприятии обещают представить и передать Магнитогорскому металлургическому комбинату уникальный беспилотный самосвал на шасси КАМАЗ-65801. Одновременно в российской компании занимаются созданием системы управления парком беспилотной техники и системы диспетчеризации. Так что с уверенностью можно сказать, что производители грузовиков внедряют современные технологии единым фронтом. AG

Отечественные производители грузовиков работают над системами помощи водителю и дистанционного управления парком