Обзор рынка: ПЕРИОД ПРОБУКСОВКИ



Российский рынок завершил еще один «упаднический» год. Внедорожники продолжают рваться к первым строчкам в статистике продаж, причем в 2016‑м этот сегмент получил сильное подкрепление.

Продажи автомобилей в нашей стране снижаются вот уже четыре года. Кроссоверы и внедорожники, несмотря на бóльшую стоимость, продолжают на равных бороться с бюджетными седанами В-класса за сердца и кошельки покупателей. Причин тому несколько: выглядят они солидно, да и к нашим разбитым и нечищеным дорогам приспособлены лучше.

В абсолютном зачете моделей революция уже свершилась. По итогам 2016 года Hyundai Solaris занял место многолетнего лидера — LADA Granta. В классе компактных внедорожников аналогичное событие пока не произошло, но назревает. Причем возмутитель спокойствия тоже носит эмблему Hyundai! Кроссовер Creta появился у дилеров только в августе, но успел разойтись тиражом 21 929 экземпляров. Этого хватило, чтобы подняться на четвертое место в своем сегменте. Появившийся на пару месяцев раньше Renault Kaptur (по сути — Duster в современном кузове) такого успеха достичь не смог: пятое место и на восемь тысяч проданных автомобилей меньше.

Renault Kaptur — очень своевременная новинка и хорошая альтернатива нарочито бюджетному «Дастеру» / Volkswagen Tiguan производится в Калуге, что позволяет удерживать хорошие цены / Hyundai Creta с высокой долей вероятности станет лидером своего сегмента в 2017 году

Если посмотреть статистику за август — декабрь, то станет очевидно: будь Creta в продаже весь год — вырвалась бы в лидеры! «Кореец» все пять месяцев своей рыночной карьеры продавался лучше, чем тройка лидеров — Renault Duster, Chevrolet Niva и LADA 4×4. Не иначе, в наступившем году новичок утвердится на вершине. Что касается Duster, то в 2016‑м он сумел показать небольшой рост (+0,2 %) и отвоевал в сегменте долю почти в четверть.

Отметим, что в компакт-классе очевидно преобладание покупателей сравнительно доступных моделей. Из дорогих заметного успеха добился только KIA Soul. А, к примеру, Ford EcoSport не добрался и до пятитысячной отметки.

Toyota RAV4 заслуживает звания главной загадки российского рынка. Мало того, что лидера сегмента легких внедорожников нельзя назвать доступной машиной, так еще и его сборка стартовала в России только в конце августа. К снижению цен, кстати, это не привело. Но как бы то ни было, «японец» завоевал 21,8 % в классе и приглянулся 30 603 покупателям. Рост продаж по сравнению с 2015 годом составил 12,9 %.

За второе и третье места развернулась упорная борьба. Победителем из нее вышел KIA Sportage (19  003 проданные машины), обошедший Nissan Qashqai (18  723 машины). Зато японская модель удивила темпами роста: +77,6 % относительно 2015 года! Mazda CX-5 не добралась до «призовых» мест, а в наступившем году рискует сдаться под натиском нового Volkswagen Tiguan. Выход у «Мазды» только один: не затягивать появление в России «пятерки» следующего поколения.

Jaguar F-Pace и Mercedes GLC роднит весьма теплый прием рынка. Обе модели оказались чрезвычайно успешными

Среди представителей премиум лучше всех расходился Mercedes GLA (2674 машины). Audi Q3 (2510 машин) боролась с ним на равных, а вот BMW X1 (1582 машины) не помогла даже смена поколения.

«УАЗ Патриот» дешевле многих более компактных моделей, однако ажиотажного спроса на внедорожник не наблюдается. Впрочем, и 19 381 проданного экземпляра хватило для уверенного лидерства в сегменте средних внедорожников. Доля ульяновского внедорожника превышает 21 %.

Этот класс примечателен большими разрывами между моделями: второе место — 17 900 проданных машин, третье — уже 11 200, четвертое — всего 6800. Тут же отмечаем высокие места премиальных кроссоверов. Четвертым завершил год Lexus NX, до шестого места добрался «выстреливший» с места в карьер Mercedes GLC / GLC Coupe (5246 машин), строчки с восьмой по десятую оккупировали Audi Q5, BMW X3 и X4. Для сравнения: лучший из люксовых вседорожников в легком классе «дослужился» только до десятого места.

Не обойдем стороной успех Jaguar F-Pace — первого серийного кроссовера в истории британской компании. Он привлек 1103 покупателя. На фоне лидеров вроде бы немного, однако это больше, чем в сумме дали четыре остальные модели бренда! Только за счет выпуска новинки в модном формате марка смогла увеличить продажи более чем вдвое.

В зачете тяжелых внедорожников первые два места можно угадать, даже не глядя в таблицу. Toyota Land Cruiser — давняя и, кажется, вечная любовь российских покупателей. Компактный Prado выбрали 14  516 человек, а 12 705 — «двухсотый». Но и ниже царит японский автогигант! Третью и четвертую строчки заняли Lexus RX и LX соответственно. Причем первый из них на волне смены поколения показал рост почти на 150 %, а рестайлинг увеличил спрос на второй на 118,6 %.

Из битвы полноразмерных «немцев» вышел победителем BMW X5 (5203 машины). Борьба была очень жаркой: Audi Q7 отстал на 101 экземпляр, Mercedes GLS — на 103. При этом «баварец» терял поклонников (–13,3 %), а более свежие модели из Ингольштадта и Штутгарта, напротив, показывали рост (+44,6 и +18 % соответственно).

Один из самых громких провалов сегмента (–47,2 %) — у Mitsubishi Pajero. Впрочем, ничего удивительного: машине четвертого поколения уже пару лет как пора бы уйти на покой. Но заменить легенду нечем. Правда, у компании есть новый Pajero Sport, который по цене оказался далеко впереди. И нашлось даже более полутысячи человек, выложивших за него без малого по три миллиона рублей.

Класс пикапов, собравшийся было на рубеже 2015–2016 годов вымереть, вдруг получил свежую кровь. В минувшем году российским покупателям представили сразу три новинки: Isuzu D‑Max, Foton Tunland и Fiat Fullback. Звезд с неба они пока не хватают (суммарные продажи составили ровно 150 автомобилей), но выполняют важную задачу: дают потребителю выбор, а сегменту — иллюзию полноценности.

Mitsubishi L200, некогда на равных бившийся с Toyota Hilux, в новом поколении навязать достойную конкуренцию земляку не смог. Итог — всего 1517 экземпляров против 3670 и третье место. На вторую позицию вышел «УАЗ Пикап» (3254 машины). Глядишь, в следующем году он уже всерьез попортит кровь «Тойоте». Volkswagen Amarok разошелся в 907 экземплярах, причем под конец года продажи чуть подстегнул проведенный рестайлинг.

За год были распроданы последние 37 пикапов SsangYong Actyon Sports, однако сейчас марка возобновляет поставки на наш рынок, и, возможно, машины снова появятся у дилеров. AG