КРУПНОФОРМАТНЫЕ




Этот обзор продаж за три квартала уходящего года охватывает несколько автомобильных подвидов. И если пикапы и вэны приобретаются как в предпринимательских целях, так и «для дома, для семьи», то спрос на легкую коммерческую технику является весьма точным индикатором состояния малого бизнеса. Судя по статистике, объемы реализации машин в трех подклассах существенно различаются.















Еще в прошлом году стало очевидно, что нынешний кризис поставил класс пикапов на российском рынке на грань вымирания. Модели некоторых производителей исчезли из официальных продаж, а оставшиеся большим спросом у наших соотечественников не пользуются. Оно и понятно: если раньше к легким грузовичкам нередко относились как к недорогой альтернативе внедорожникам, то теперь небогатому клиенту заглядывать в сегмент незачем: цены начинаются от полутора миллионов рублей.

Toyota Hilux и Mitsubishi L200 предыдущих поколений шли ноздря в ноздрю, боролись за одну аудиторию и появились в салонах дилеров в новых генерациях практически одновременно. Но теперь равной борьбы не получилось. За девять месяцев этого года модель Toyota разошлась тиражом 2694 экземпляра, тогда как Mitsubishi привлекла только 1207 покупателей, причем 43 клиента приобрели машины прежней генерации по «старой» цене. Более чем двукратный перевес! А ведь L200 при прочих равных и стоит чуть дешевле, и оснащается в некоторых комплектациях более продвинутой трансмиссией.

Mitsubishi L200 пока не смог навязать конкурентную борьбу пикапу Toyota Hilux/
«УАЗ Пикап» – самый доступный игрок сегмента, но в нем доминируют грузовые гены/
KIA Venga занимает второе место в классе, но от LADA Largus «корейца» отделяет пропасть

Модель Mitsubishi уступила и российскому «УАЗ Пикап» (1729 проданных машин), большинство версий которого можно приобрести менее чем за миллион рублей. И пусть ульяновский пикап напоминает грузовик, зато привлекает ценой и неприхотливостью. Volkswagen Amarok выбрали всего 600 россиян, но это объяснимо: даже базовая комплектация «немца» стоит больше двух миллионов, а для хорошо оснащенных вариантов и три с половиной не предел. Скоро на рынок должна выйти обновленная машина, но она будет еще дороже. И в первую очередь — из-за перехода с рядных «четверок» на более мощные трехлитровые шестицилиндровые дизели.

В последние месяцы в сегменте появилось несколько новичков. Isuzu D-Max в статистику попасть не успел, а вот Foton Tunland (перелицованная Toyota Hilux прошлого поколения) и Fiat Fullback (копия Mitsubishi L200) нашли 26 и 28 владельцев соответственно. Негусто, но в скромном по объему классе важны и такие цифры.

Ситуация у компактвэнов, на первый взгляд, вполне благополучна: в общей сложности реализовано свыше 22 000 машин. Однако детальный анализ спускает с небес на землю: 20 303 автомобиля — это LADA Largus. Модель лидировала в сегменте всегда, но в последние два года на фоне обвалившихся продаж конкурентов выглядит как Останкинская башня на пустыре.

Минивэны на российском рынке играют роль третьего плана и привлекают обычно не семьянинов, а корпоративных клиентов

Наряду с тольяттинской пятидверкой в тройку лидеров входят KIA Venga (910 машин) и Volkswagen Caddy (427 шт.). Правда, «немца», несмотря на пассажирскую конфигурацию, приобретают для работы или корпоративных нужд чаще, чем для перевозки семьи. Citroen Berlingo (153 автомобиля) обошел «близнеца» Peugeot Partner (128 шт.). А «премиальный» Mercedes Citan (27 машин) покупали активнее, чем его клона Renault Kangoo (7 обычных версий и 1 электрическая).

Те же модели, но в грузовых цельнометаллических исполнениях показали аналогичные результаты. Лидирует Largus (4655 машин). О подобных цифрах Peugeot Partner (206 шт.) и Volkswagen Caddy (200 шт.) могут только мечтать. Кстати, в этой категории Renault Kangoo (19 машин) сумел-таки обойти Mercedes Citan (15 шт.), хотя перевес «француза» не столь велик, как его проигрыш в пассажирском зачете.

Отношения минивэнов больше похожи на конкурентную борьбу. В упорном противостоянии с древними ульяновскими «буханками» (2320 машин) победу в классе одержал единый в четырех лицах Volkswagen. Суммарный тираж пассажирских версий моделей Transporter, Caravelle, Multivan и California составил 2360 автомобилей.

Борьба за третью позицию, тоже между российской моделью и иномаркой, была не менее острой. На сей раз отечественный продукт победил: нижегородский «Соболь» приглянулся 982 покупателям, а Hyundai H-1 нашел 899 владельцев. Mercedes V-Класс (740 машин) уверенно выиграл битву за кошельки обеспеченных клиентов у чуть менее роскошного вэна Toyota Alphard (551 шт.). Отметим минимальную разницу в результатах трех клонов: Peugeot Expert (79 машин), Citroen Jumpy (75) и Fiat Scudo (68).

Легкие фургоны из Ульяновска, несмотря на возраст, позиций не сдают: 5971 проданный автомобиль. Немецкое семейство Volkswagen Transporter/Caravelle разошлось тиражом 325 экземпляров. Продажи других моделей сегмента, количество которых минимально, исчисляются десятками.

В зачете больших фургонов главенствует самая современная модель. Из ворот дилерских центров выехало 4860 «ГАЗелей». Марка Ford реализовала в России 2976 Transit. «Американец» обошел грузовые версии газовского «Соболя» (2247 машин). Вероятно, такая расстановка сил — в немалой степени заслуга компаний, занимающихся пассажирскими перевозками. Традиция переделывать в маршрутки цельнометаллические фургоны иностранных брендов в России по-прежнему сильна, и парк этих автомобилей стремительно обновляется. Что касается других игроков, то отметку «тысяча проданных машин» сумели перешагнуть Mercedes Sprinter Classic (1841) и Fiat Ducato (1244).

В целом можно сказать, что в сегменте вэнов и легкой коммерческой техники бал правят российские модели. Вместе с тем иномарки, хотя и находятся на вторых ролях, привлекают отнюдь не единичных покупателей. Вероятно, с преодолением кризиса и началом экономического роста позиции автомобилей иностранного производства усилятся. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии