Подключайся!

Грузовые автомобили с электрическим приводом давно сформировали отдельный подкласс сегмента коммерческого транспорта. Популярность таких машин растет пропорционально увеличению запаса хода и расширению льгот для владельцев электромобилей.

Грузовые автомобили на электротяге имеют целый комплекс конкурентных преимуществ. Главные — бесшумная работа, экономичность, отсутствие вредных выбросов и доступное сервисное обслуживание. Благодаря этим качествам LCV на электротяге с успехом трудятся в парках, загородных клубах, заповедниках, на предприятиях малого бизнеса.

При этом сегодня наиболее популярен малый формат. Удивляться этому не приходится: компактные батареи легких грузовиков быстрее заряжать, да и добираться до мест подзарядки в мегаполисах проще на «электрокаб-лучках», чем на больших электрогрузовиках. Играет роль и право льготного въезда в экологические зоны, которым в ряде стран пользуются водители электрофургонов. Но и процесс электризации сегмента тяжелых грузовиков не стоит на месте: электропрототипы массово плодятся, и первые серийные электрокары-великаны появятся уже в ближайшие пару лет.

МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

Преимущества электризации сегмента минивэнов демонстрирует «каблучок» Renault Kangoo Z. E. Эта модель предлагается в том числе и на российском рынке в грузовой и пассажирской версиях, со стандартной или увеличенной колесной базой. В зависимости от модификации Kangoo Z. E. способен разместить от двух до пяти человек или принять на борт до 650 кг груза. Под капотом здесь установлен электроагрегат мощностью 60 л. с., сочетающийся с одноступенчатым редуктором и позволяющий ускориться до «сотни» за приемлемые 20,3 с при максимальной скорости 130 км / ч. На подзарядку литийионной батареи от бытовой электросети требуется 7,5 ч, а запас хода составляет 170 км. При этом уже в 2017 году французская фирма обещает представить обновленную версию модели с увеличенной более чем на 50 % «дальнобойностью». По подвеске, эргономике и алгоритму погрузки французский электрокар, по сути, повторяет своего «собрата» с ДВС. Цены на базовый цельнометаллический фургон со стандартной колесной базой начинаются на нашем рынке с 2 289 000 руб.

В списке прямых конкурентов Renault Kangoo Z. E. есть еще один «француз». Фургон Peugeot Partner Electric позиционируется как универсальный автомобиль, подходящий в равной степени и частным покупателям, и профессионалам. Его электромотор выдает 68 л. с. Две литийионные батареи размещены под рамой — такое решение позволяет снизить центр масс и сохранить ценное пространство в багажнике. Электромотор Partner Electric агрегирован с одноступенчатой трансмиссией с постоянным передаточным числом. Запас хода такой же, как у «одноклассника» Renault, — 170 км, близок и грузовой потенциал. А к конкурентным преимуществам концерн PSA причисляет широкую интеграцию со смартфонами. Через телефон или планшет можно, например, задать настройки системы кондиционирования или запустить процесс зарядки батареи.

Компания Nissan между тем уже не первый год успешно продает свой электрический фургон e-NV200. Этот автомобиль оборудован электродвигателем мощностью 107 л. с., одноступенчатым редуктором и литийионной батареей, обеспечивающей запас хода 170 км. При этом «японец» способен перевезти до 770 кг груза, что практически идентично версии с традиционным двигателем внутреннего сгорания. Максимальная скорость e-NV200 составляет 120 км / ч, а на ускорение до «сотни» нужно лишь 13 с.

СРЕДНИЙ ФОРМАТ

Не менее популярны у частников и развозных компаний электрофургоны среднего размерного сегмента. Из самых современных моделей надо упомянуть Volkswagen е-Crafter, дебютировавший на автосалоне в Ганновере. Этот автомобиль оснащен электромотором мощностью 136 л. с. Базовый блок литийионных батарей, обеспечивающий запас хода 208 км, компактно разместился под полом грузового отсека. При этом конструкция предполагает использование и более мощных аккумуляторов, позволяющих удвоить запас хода. Еще одно важное преимущество е-Crafter — возможность быстрой подзарядки батарей: с помощью фирменной системы до 80 % емкости восполняется всего за 45 мин. А к недостаткам отнесем сравнительно невысокую максимальную скорость — 80 км / ч. Что поделать! При более быстрой езде пришлось бы пожертвовать автономностью. А вот грузовой потенциал «немца» впечатляет. Электрокар может взять на борт 1700 кг при полезном объеме грузового отсека до 11,3 куб. м (столько же, сколько у стандартного Crafter с ДВС). Volkswagen е-Crafter появится на рынке до конца 2017 года.

Прототипы тяжелых грузовиков на электрической тяге уже активно создаются, и первую скрипку в этом сегменте играет немецкий концерн Daimler

Уверенно идет по пути электризации среднеразмерных LCV и компания Iveco. Последнее поколение электромобиля Daily Electric, представленное исполнениями ЦМФ, микроавтобус и грузовое шасси, гарантирует запас хода 280 км. За ускорение отвечает электромотор, доступный в исполнениях 82 и 109 л. с. Максимальная скорость в обоих случаях ограничена 70 км / ч. Для экономии заряда водитель может переключиться с режима Power на Eco, ограничив крутящий момент электродвигателя без ущерба для скоростных характеристик. Плюс ко всему электромобиль оснащен рекуперативной тормозной системой. Внутри Iveco практически не отличается от дизельной или газовой версии.

В обойме «Группы ГАЗ» тоже имеется перспективный электрический фургон «ГАЗель Next» Electro. Под капотом здесь установлены 133‑сильный электромотор Siemens и силовой инвертор российской разработки. Литийионные батареи размещены в герметичном контейнере с обогревом. Заявленный запас хода составляет 120 км, максимальная скорость ограничена 90 км / ч, на подзарядку батарей от трехфазной сети требуется лишь три часа. К слову, путевку в жизнь электрическому LCV «Группы ГАЗ» дала российская корпорация «Россети», разработавшая техническое задание для «ГАЗель Next» Electro. В конце 2016 года газовский электрокар приобрел статус серийной продукции. Сразу после этого пассажирские и грузовые версии модели начали отгружать заказчикам.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИКАНЫ

Перевод на электрическую тягу тяжелых грузовиков — относительно отдаленная перспектива. Несмотря на это прототипы таких автомобилей уже активно создаются, и первую скрипку в этом сегменте играет немецкий концерн Daimler. Наиболее современная даймлеровская разработка — концептуальный грузовик Mercedes-Benz Urban eTruck, рассчитанный на максимальную допустимую массу 26 т. Этот трехосный автомобиль оснащен двумя электромоторами, развивающими совокупно 335 л. с., и литийионной батареей, гарантирующей запас хода 200 км. Электродвигатели питаются от двух литийионных батарей, задействована также регенеративная тормозная система. Urban eTruck ориентирован на эксплуатацию в городе, но не спасует и на трассе, о чем свидетельствуют футуристические обтекаемые формы кабины.

Наиболее популярным среди производителей грузовых электрокаров является на сегодня малый формат, но работы по переводу на электротягу тяжелых грузовиков
идут полным ходом

Еще один прототип с перспективой серийного выпуска — электрический седельный тягач MAN eMobility, построенный на базе тягача TGS и предназначенный для малошумной работы в мегаполисах в ночное время. Этот шоу-кар с колесной формулой 4×2 приводится в движение электродвигателем мощностью 340 л. с., передающим тягу 2700 Нм через карданный вал на заднюю ось. Мотор питается от литийионных батарей производства Volkswagen, размещенных под полом кабины. Запас хода немецкого исполина составляет 200 км. Прототип уже передан для испытаний клиентам в Германии и Австрии. Ожидается, что концептуальный MAN TGS проложит дорогу целой когорте электрогрузовиков MAN полной массой от 12 до 26 т. Такие автомобили вольются в модельную линейку к 2021 году.

Крупнейший отечественный производитель грузовиков КАМАЗ стремится как минимум не отстать от лидеров сегмента. С 2015 года предприятие в Набережных Челнах активно тестирует элетрогротягач на базе модели КАМАЗ-4308. Запас хода камазовского прототипа составляет всего около 50 км, но идут работы по увеличению этого показателя. Серийное производство такой модели может быть организовано не ранее 2020 года.

НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД

Очевидно, что автономность больших электрогрузовиков во многом ограничивается их большой снаряженной и полной массой. Одно из решений по увеличению дальности пробега предлагает американская компания Nikola Motor. Ее инновационный электрический тягач Nikola One оснащен двумя электромоторами (на передней и центральной оси). Электроагрегаты получают энергию от литийионной батареи производства Tesla, а та, в свою очередь, питается от блока топливных элементов, вырабатывающих электричество из водорода. Иными словами, Nikola One — водородный грузовик с нулевым выбросом СО2. Запас водорода на его борту обеспечит пробег 1900 км на одной заправке — более чем внушительный показатель. Однако чтобы проект оказался прибыльным, Nikola Motor предстоит построить разветвленную сеть водородных станций. Американцы не только планируют это сделать, но и обещают, что для клиентов заправка на таких площадках будет бесплатной.


Другое нестандартное решение предлагает компания Scania. Летом прошлого года шведы приступили к тестированию инновационной системы eHighway. На двухкилометровом участке трассы E16 между Швецией и Норвегией начали курсировать прототипы грузовиков, получающие питание от контактной сети. Такие грузовики-электрички созданы при участии немецкого инженерного гиганта Siemens. Они базируются на агрегатах седельного тягача Scania G360 с гибридным приводом и колесной формулой 4×2. В режиме подключения к контактным проводам энергия поступает от литийионной батареи к 177‑сильному электромотору. А на обычных дорогах прототип приводится в движение 360‑сильным ДВС, работающим на биотопливе. Похожими штанговыми пантографами планируют оснастить свои перспективные модели компании Mercedes-Benz, Volvo и Mack.

Еще одно перспективное направление — развитие линейки автобусов с тяговыми батареями, которые заряжаются от бесконтактной линии, встроенной в дорогу. На недавнем Ганноверском автосалоне компания MAN представила такой прототип на базе серийного автобуса MAN Lion’s City. Основной заряд батарейного блока восполняется во время ночной «заправки» в гараже. А на маршруте во время остановок происходит «дозаправка». За 5–10 минут подключения к «розетке» автобус получает заряд, которого должно хватать на 20 км пробега. Планируется, что серийный электробус MAN появится в 2018 году. Похожие модели активно разрабатывают шведская компания Volvo, голландская Ebusco и польская Solaris Bus. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии