ГЛАВНОЕ – ВЫГОДНО

На дворе кризис, и «ГАЗель» вновь примеряет на себя роль спасительницы экономики. Неприхотливый недорогой автомобиль привычно тащит на себе двойную ношу, спасая владельца от разорения. И, как всегда, успешно справляется с этой нелегкой задачей.

 
 

Отсутствие малотоннажного грузовика в производственной программе советской автомобильной промышленности на рубеже 1980-х годов стало настоящей головной болью. Число городов-миллионников росло, а розничную торговлю в них продолжали обслуживать неуклюжие и тихоходные фургоны на базе ГАЗ-53 и ЗиЛ-130. Формально сегмент легких развозных машин закрывали ЕрАЗ-762В и УАЗ-452Д, но эти модели к тому времени уже порядком устарели и с задачами не справлялись. Стране требовался автомобиль полной массой до 3,5 т, подпадающий под водительскую категорию «В». Он должен был выполнять функции фургона, бортового грузовика и микроавтобуса. Для производства таких машин планировалось построить новый завод в Нагорном Карабахе.

Повороты судьбы

Рамочный проект автомобиля подготовили специалисты НАМИ, а затем встал вопрос об исполнителе. Вначале разнарядка в принудительном порядке ушла на УАЗ. Там нашли массу поводов не торопиться, и проект передали брянскому предприятию БАЗ, специализировавшемуся на многоколесных тягачах. Здесь паровоз изобретать не стали и заказали дизайн в британской студии IAD, которая трудилась над будущими Mazda MX-5 и Lincoln Town Car. Но в 1988 году проект у БАЗа забрали и отдали ГАЗу, решив, что использование двигателя, трансмиссии и рулевого управления «Волги» ускорит процесс и снизит себестоимость будущего автомобиля. И вот в 1990-х модель наконец благополучно добралась до конвейера. Что, если вспомнить экономическую ситуацию того периода, кажется просто фантастикой. Поговаривают, что порядком потрепанный хозяйственный механизм заставило вращаться имя президента, ведь название модели образовано от «ГАЗ» и «Ельцин»...

Трудовая книжка

В машине нашли воплощение многие передовые технологии. Например, модульная архитектура кузова, созданная при помощи компьютерного проектирования, позволила в дальнейшем запускать в серию новые модификации в сжатые сроки и с минимальными инвестициями. Кроме того, впервые в отечественной практике было уделено столь пристальное внимание аэродинамике автомобиля, получившего не только обтекаемые обводы кабины, но и вклеенные стекла. А использование колес небольшого диаметра обеспечило снижение погрузочной высоты и неплохую разгонную динамику.

Первым в производство запустили бортовой грузовик – случилось это летом 1994-го. Через год на рынок вышла полноприводная модификация, за ней последовал цельнометаллический фургон. Весной 1996 года дебютировал микроавтобус, а осенью 1998-го настал черед облегченной версии грузоподъемностью 900 кг, с укороченной колесной базой и независимой передней подвеской. Этот автомобиль получил название «Соболь».

Разработчикам удалось снизить шумы и вибрации, уменьшить расход топлива, повысить надежность машины и сохранить при этом ее отличную проходимость

В 2003 году «ГАЗель» и «Соболь» пережили рестайлинг. Унылое «лицо» ГАЗ-31029 сменили на более современное, с оригинальными блок-фарами треугольной формы. Усовершенствованию подвергся ряд узлов. Были вылечены кое-какие старые «болячки», однако проявились новые, например, протекающий гидроусилитель руля и дефектный краник системы отопления.

Вторая, уже обширная, модернизация пришлась на 2010 год. В конструкцию машины было внесено около 130 изменений по части силовых агрегатов, коробки передач, сцепления, подвесок и электрооборудования. Появилось много иностранных комплектующих, самая важная из которых – турбодизель Cummins серии ISF. Внешность автомобиля осталась прежней, ее дополнили лишь передним бампером с двухэтажной облицовкой радиатора, а вот интерьер преобразился до неузнаваемости. Полностью новая передняя панель, спроектированная немецкой компанией EDAG, выглядит современно, стильно и радует качеством изготовления.

Модернизированная «ГАЗель» обрела слово «Бизнес» в названии, а также увеличенные межсервисные интервалы и гарантийный срок. Полученный заряд бодрости помог автомобилю продержаться на конвейере до рождения «ГАЗель Next». Пока Next набирает обороты и обрастает модификациями, обе модели выпускаются бок о бок.

Топливный вопрос

Покупателю «ГАЗели» предлагаются на выбор три двигателя: бензиновый мотор УМЗ объемом 2,9 л (107 л. с.), дизельный 2,8-литровый Cummins (120 л. с.), а также УМЗ с газобаллонным оборудованием, работающий на пропане. «Соболь» доступен с бензиновым или дизельным мотором, газовая модификация не предусмотрена.

Самая дешевая версия оснащена задним приводом и бензиновым двигателем. За такой «Соболь» просят 625 000 руб., за «ГАЗель» – 720 000. Эта модификация «ГАЗели» наиболее популярна: в 2014 году ей отдали предпочтение 4729 покупателей. Дизельный двигатель добавляет к цене машины около 200 000 руб., поэтому таких автомобилей продано намного меньше – 1396. За газовое оборудование нужно заплатить всего 30 000 руб., к тому же газ, если, конечно, есть возможность им заправляться, позволяет сэкономить на топливе больше, чем дизель.

Полный привод увеличивает цену машины на 55 000 руб., а семиместная кабина – на 50 000. В перечне опций значатся ABS (12 000 руб.), самоблокирующийся задний дифференциал (15 000), кондиционер (35 000) и другое оборудование. Словом, привычный джентльменский набор коммерческого фургона.

Слагаемые успеха

Совокупный объем продаж «ГАЗели» и «Соболя» обеспечил газовскому фургону лидерство в сегменте. За 2014 год в России было продано 10 659 таких машин. Второе место занял Ford Transit, разошедшийся тиражом 7619 экземпляров, что заметно ниже результата 2013 года. Следом идут FIAT Ducato (5672), Citroen Jumper (2233) и Renault Master (2166).

Причина популярности отечественной модели лежит на поверхности. Это невысокая, по сравнению с конкурентами, цена, которая делает покупку горьковских фургонов коммерчески привлекательной. Тем более что за 20 лет автомобиль в России успели изучить вдоль и поперек. Запчасти и расходные материалы продаются на каждом углу, и ремонтировать машину можно своими силами. Да и сервисов по всей стране полно. Считается, что «ГАЗель» терпелива и с легкостью переносит нещадную эксплуатацию. Эти машины частенько перевозят за один рейс такое количество груза, какое по-хорошему стоило бы распределить на два.

Особенно успешными на фоне общей тенденции серьезного падения рынка коммерческого транспорта оказались полноприводные модификации. В 2014 году продажи «Соболей» 4×4 увеличились в России на 47 %, а в странах СНГ – более чем на 50 %. Такой прогресс обусловлен серьезной модернизацией трансмиссии, которую «Группа ГАЗ», входящая в компанию «Базовый элемент», осуществила в 2013 году. Подключаемый полный привод пришел на смену постоянному, появились новые карданные валы со ШРУСами вместо крестовин, а в заднем мосте применен блокируемый межколесный дифференциал Eaton. В результате удалось снизить шумы и вибрации, уменьшить расход топлива, повысить надежность машины и сохранить при этом ее отличную проходимость.

Конечно, с появлением поколения Next для нынешней «ГАЗели» начался обратный отсчет времени. Она доживает на конвейере последние годы, но, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему остается востребованной. Потому что выгодно...

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГАЗ-2705 «ГАЗЕЛЬ БИЗНЕС» 2.9 МТ

 
Цена вопроса От 720 000 руб.
Габариты, мм 5475×2075×2200
Колесная база, мм 2900
Диаметр разворота, м 11,0
Дорожный просвет при полной нагрузке, мм 170
Снаряженная масса, кг 2020
Полезный объем груз. отделения, куб. м 9,0
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 2890
Макс.мощность, л.с./об/мин 107/4000
Макс.момент, Нм/об/мин Нм/об/мин 220/2500
Привод задний
Трансмиссия механическая, 5-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 130
Время разгона 0-100 км/ч, с н. д.
Расход топлива (при скорости 80 км/ч),, л/100 км 13,0
Объем бака, л 64

К списку тест-драйвов

Комментарии