Достать до дна

Прошлый год завершился падением рынка на 35,7 %, и российские дилеры живут надеждой, что значительно хуже уже не будет. Однако, несмотря на более оптимистичные, нежели в 2009 году, цифры, сегодня ситуация в отрасли намного тяжелее, чем во время предыдущего кризиса.

Российский рынок идет на спад уже достаточно давно. В 2013 году снижение составило 5  %, в 2014‑м – уже 10, причем частично итоги подправил невиданный ажиотаж в последнем квартале. Ну а в 2015‑м сокращение продаж носило обвальный характер: минус 35,7  %.

В первом квартале покупатели явно продемонстрировали отношение к новым ценам: −24,4   % в январе, −37,9 в феврале и −42,5 в марте. Затем снижение замедлилось, и некоторые усмотрели в этом положительную тенденцию. К августу рынок окреп: «всего» −19,4  % по сравнению с докризисным периодом. На общем фоне этот показатель выглядел очень неплохо. Увы, во второй половине года все надежды на выздоровление были разрушены. Ноябрь перекрыл итог марта (−42,7  %), а декабрь и вовсе перевалил за 45  %. К тому же в четвертом квартале рубль снова подешевел, и производители опять принялись переписывать ценники.

В минувшем году цены на новые автомобили в России в среднем выросли на 30  %. Более других, примерно на 54   %, подорожали импортируемые модели, что вполне логично. А вот тот факт, что локализованные иномарки прибавили цене в меньшей степени, чем машины российских производителей (+10  % против +17  %), объяснению поддается с трудом.

ВЫЖИВШИЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Лидером рынка осталась LADA. Продажи вазовских моделей сократились на 31 %, но отрыв от идущей следом KIA все еще очень весом: 269,1 тыс. автомобилей против 163,5. «Бронза» у марки Hyundai, которой не хватило до второй ступени всего‑то 2,3 тыс. машин.

Корейские бренды отличились скромным повышением цен, что, конечно, положительно сказалось на результатах. Компания KIA просела на 16  %, а Hyundai – на 10. Марки, расположившиеся на местах с четвертого по седьмое, дружно отметились падением хуже среднерыночного: −38  % у Renault, −39 у Toyota, −44 у Nissan и −38 у Volkswagen.

Hyundai Solaris шел впереди по итогам 7 месяцев из 12 и сохранял шансы на победу до последнего, но LADA Granta все‑таки удержала «золото». Разрыв мал: 120,2 тыс. машин против 115,9. В этом году соперничество, безусловно, продолжится

Планка 100 тыс. проданных машин покорилась только тройке лидеров и Renault. А ведь в пиковом 2012 году таких успешных марок было почти 10 («почти» потому, что SKODA не хватило до заветной цифры меньше тысячи автомобилей). Любопытно, что на без малого трехмиллионном рынке самым успешным из иностранных брендов тогда был Chevrolet с 205 тыс. реализованных машин. Теперь же результат бренда вчетверо меньше, да и такой итог во многом обусловлен скидками в преддверии ухода компании с российского рынка.

Рецессию на 74  % показал покинувший наш рынок Opel. Peugeot и Citroen обвалились на 73 и 72  % соответственно и «по‑родственному» обосновались на соседних строчках в нижней половине таблицы. В наличии у французов есть только локализованные в Калуге седаны да коммерческие автомобили. Остальные модели присутствуют в несколько сокращенных прайс-листах и ввозятся по предварительным заказам.

Honda (−78  %) теперь работает в новом формате. Представительство больше не занимается ввозом автомобилей, и дилерам предложено заказывать их напрямую у производителя. Делать это за свой счет, скорее всего, мало кто захочет. Значит, фанатам марки нужно готовиться к предоплате вплоть до 100  % и к длительному ожиданию. Сейчас в Россию ввозится только кроссовер CR-V, а к лету обещан полноразмерный Pilot нового поколения.

SsangYong и Great Wall (у обеих марок −79  %) весь год прожили без поставок, распродавая кроссоверы и внедорожники 2014 года выпуска. К декабрю запасы практически иссякли, и перспективы этих брендов в России неясны. Слухи об уходе с рынка опровергаются, но и планов по выходу из кризиса, судя по всему, нет.

Mercedes с солидным преимуществом объехал конкурентов во всех имиджевых сегментах

Однако есть компании, которым сопутствовал успех. Спорт-кары Porsche показали положительную динамику (+12  %). Теперь они продаются в нашей стране лучше, чем массовые Chery, Honda и SsangYong. Премиальный Lexus тоже завершил год ростом на 6  %, но «большую немецкую тройку» не обогнал, хотя у нее продажи и сократились. Третьим брендом-счастливчиком оказался… УАЗ. У него всего −2  %, но в сложившихся обстоятельствах это с полным правом можно назвать успехом.

ЭКСКУРСИЯ ПО КЛАССАМ

Сегмент городских субкомпактов в России близок к вымиранию. Жизнь теплится только в немолодом, но доступном Daewoo Matiz. На его долю пришлось более половины продаж (4545 экземпляров). KIA Picanto разошелся тиражом 1887 машин, что, честно говоря, удивительно: «малыш» стоит столько же, сколько более просторный и практичный Rio.

В-Класс продолжает править бал в нашей стране – на машины сегмента приходится 37,8  % всех продаж. А этот год еще и ознаменовался невиданной доселе интригой: на высшую ступень (не только в классе, но и на рынке в целом) претендовала иномарка! Hyundai Solaris шел впереди по итогам 7 месяцев из 12 и сохранял шансы на победу до последнего, но LADA Granta все‑таки удержала «золото». Разрыв мал: 120,2 тыс. машин против 115,9. В этом году соперничество, безусловно, продолжится. На равных конкурировать с лидерами способен только KIA Rio (97,1 тыс.), так как идущий четвертым Volkswagen Polo нашел чуть более 45 тыс. покупателей. Ну а главная загадка-2016 – какое место займет «Веста».

Падение продаж в гольф-классе, конечно, не носит такого стремительного характера, как в сегменте А, но тоже не дает повода для оптимизма. Ныне покупатели предпочитают ужаться и купить более дешевые модели или, наоборот, при наличии средств прицениваются к кроссоверам. Как следствие, всего 112,7 тыс. проданных автомобилей C-Класса, 17  % из которых приходится на KIA cee’d. А ведь еще два года назад объем реализации в этом сегменте был вчетверо больше…

Toyota RAV4 стала сенсацией рынка, добившись очень высоких результатов для импортируемой модели

В упорной борьбе Volkswagen Jetta вырвал «серебро» у Ford Focus, бывшего когда‑то бестселлером. На четвертой и шестой строчках обосновались покинувшие наш рынок Chevrolet Cruze и Opel Astra, «выехавшие» на весомых скидках.

Непререкаемый авторитет в D-Классе – SKODA Octavia. Продукт чешской марки выбрали 20,9 тыс. покупателей, тогда как весь объем сегмента – 54,4 тыс. машин. В тройку лидеров вошли Hyundai i40 и Mazda6. Mercedes C-Класс оказался успешнее, чем BMW 3 серии, а модель Audi A4 в ожидании смены поколений не только проиграла основным конкурентам, но и пропустила вперед KIA Optima.

В сегменте бизнес-седанов позиции лидера еще сильнее. Toyota Camry, вероятно, еще долго останется иконой для российский автолюбителей: 30,1 тыс. машин при проданных 56 тыс. в классе в целом. Близкий к Camry по всем параметрам седан Nissan Teana расходился хуже на порядок и, не выдержав конкуренции, окончательно покинул наш рынок. А второе место досталось E-Классу из Штутгарта, который даже на закате карьеры продавался заметно лучше, чем посвежевшие после рестайлинга Audi A6 и BMW 5 серии. В этом году модель Mercedes стартует в новом поколении, и, очевидно, ее преимущество станет еще более весомым.

На первый взгляд сегодня ситуация на рынке лучше, чем семь лет назад: в 2009-м продажи просели на 49 %. Но тогда падение продолжалось всего один год, и уже в 2010-м рынок начал активно восстанавливаться. Сейчас все иначе: рецессия идет уже четвертый год, и предсказать, когда произойдет перелом, невозможно

Mercedes S-Класс буквально растоптал конкурентов. Его результат – 3 тыс. проданных автомобилей. Это вдвое больше, чем у BMW 7 серии и Audi A8 вместе взятых! И вряд ли новая «семерка» сможет переломить ситуацию. О чем речь, если даже эксклюзивный и дорогущий Mercedes-Maybach, включенный в статистику отдельной строкой и отдельным классом, показал результат 806 проданных лимузинов и мог бы побороться за вторую строчку в представительском сегменте. Пятое место у немолодого Volkswagen Phaeton, который нашел 16 покупателей-оригиналов.

Клиенты, нацеленные на покупку имиджевых моделей, чаще всего оставляют деньги в дилерских центрах с трехлучевой звездой на фасаде. Причем это правило работает вне зависимости от габаритов приобретаемого автомобиля. Двухдверный Е-Класс оказался популярнее, чем BMW 4 серии и Audi A5, S-Класс Купе обошел BMW 6 серии и Porsche 911, а Mercedes CLA обыграл на рыночном поле собрата CLS и Audi A7. При этом в первых двух случаях результат лидера сопоставим с продажами двух преследователей вместе взятых, а в последнем – вообще трех! Боле того, Mercedes SLK и SL опередили всех соперников в подклассах компактных и больших родстеров соответственно.

В сегменте универсалов повышенной проходимости более половины продаж на счету Renault Sandero Stepway. Отечественные Kalina Cross и Largus Cross не могут составить «французу» достойной конкуренции. А дальше начинается чехарда из машин разных ценовых категорий: за Volvo XC70 следует Geely MK Cross, далее – Subaru Outback.

Покупатели легких кроссоверов продолжают отдавать предпочтение Renault Duster. Chevrolet NIVA теряет популярность: ее опережает даже классическая LADA 4×4. Так и не смог добиться успеха перелицованный Duster под маркой Nissan: Terrano продается лишь немногим лучше более дорогого Qashqai, который только под конец года обрел прописку на российском заводе.

Лада Ларгус доминирует в сегменте компактвэнов, который планомерно покидают иномарки

В стане компактных кроссоверов сенсация. Лидером оказалась импортируемая в Россию модель Toyota RAV4. Она опередила когорту локализованных машин: KIA Sportage, Nissan X-Trail, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander и Volkswagen Tiguan. Видимо, у «Тойоты» была очень сильная мотивация, раз автомобиль оказался сопоставим с соперниками по цене. Отметим почти 10‑тысячный результат недешевого Lexus NX, обеспечившего своей марке практически половину продаж.

Самый востребованный средний вседорожник – «УАЗ Патриот». На четверть хуже него продавался куда более дорогой Land Cruiser Prado. Из массовых моделей лучше прочих расходился Hyundai Santa Fe, а из люксовых – BMW X5, чей перевес над Mercedes ML / GLE составил 50  %.

Больше трети проданных тяжелых вседорожников – это Toyota Land Cruiser 200. Популярность модели в России неизменна. Где‑то далеко позади «японца» за второе место сражаются Mercedes GL и Range Rover. Набирает обороты наконец‑то сменивший поколение Audi Q7. Не теряет привлекательности ветеран Mercedes G-Класс: 1125 реализованных автомобилей (половина – заряженные версии AMG G63!).

Mitsubishi L200 в упорной борьбе вырвал первое место у Toyota Hilux. Третья серьезная сила в сегменте – «УАЗ Пикап». Volkswagen Amarok уже серьезно отстает, а грузопассажирские модели других иностранных марок в нашу страну больше не поставляются.

Всевозможные «вэны» исчезают из шоу-румов, и бал правят российские модели. Среди компактных – LADA Largus (34,1 тыс. машин из 41,7 тыс.), среди более крупных – газовский «Соболь» (10 тыс. из 21,9 тыс.). Иномарки заметно дороже, а потому привлекают разве что корпоративных клиентов. К тому же частники, откровенно говоря, автомобили подобного формата никогда особо и не жаловали.

Та же ситуация с коммерческими машинами. Грузовые модификации Largus продавались в 2015 году в 23 раза лучше идущего вторым VW Caddy. Перевес ульяновских «буханок» и «головастиков» над Ford Transit Custom еще внушительнее – почти в 36 раз. На этом фоне борьбу «Газели» (8,7 тыс. машин) и Mercedes Sprinter Classic (3,3 тыс.) уже хочется назвать упорной. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии