НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

01.03.2017

В августе 2016 года российское представительство ŠKODA возглавил Ян Прохазка. Нам он рассказал о главной новинке марки — кроссовере KODIAQ, о перипетиях автомобильного рынка и о том, как, по его мнению, изменились Москва и москвичи.

AUTOGODA: Господин Прохазка, среди наших читателей немало поклонников марки ŠKODA. Скажите, за те полгода, что вы работаете в России, успели обжиться?

Ян Прохазка: Успел, и достаточно хорошо. Вы знаете, что я жил в Москве порядка десяти лет назад? Да-да, я приехал сюда работать еще в 2005 году, и могу сказать, что Москва изменилась, как и Россия в целом. К сожалению, мне так и не удалось попутешествовать по вашей стране, как я хотел, но я был в Питере, Самаре, Екатеринбурге, Краснодаре и других городах. И должен сказать, что вы сделали большой шаг вперед. В первую очередь, конечно, это относится к Москве. Я имею в виду чистоту на улицах, инфраструктуру и — не знаю, замечаете ли это вы сами, — отношения людей друг к другу.

AG: А где вы работали десять лет назад, живя в Москве?

Ян П.: В ŠKODA! Получается, что я вернулся! (Улыбается.)

AG: Позвольте сразу перейти к вашей главной новинке — кроссоверу KODIAQ. Почему в линейке ŠKODA довольно долго не было такого востребованного автомобиля? Не давал добро головной концерн?

Ян П.: Можно я начну с конца? Не думаю, что были какие‑то проблемы с согласованием, но стратегия ŠKODA такова, что мы выходим в уже сформировавшиеся сегменты, имеющие серьезный потенциал. Так что не мы делаем первые шаги. Эта тактика кажется нам правильной, потому что мы хотим предложить продуманный до мелочей автомобиль, соответствующий современным трендам и нашему слогану «Simply Clever». Так было и с YETI. А KODIAQ — красивая, просторная, функциональная, технологичная, хорошо управляемая машина, и я уверен, у нее большое будущее.

Я видел много концептов, и модель KODIAQ, в которую в итоге трансформировался один из них, на 100 % обладает теми свойствами, которые присущи автомобилям ŠKODA. При стильном внешнем виде она очень практичная. У нее достаточно места внутри, как и должно быть в семиместной модели. И водитель, и все пассажиры удобно размещаются, можно погрузить необходимые вещи, рассадить детей. Резюмируя, скажу, что KODIAQ появился на рынке очень вовремя.

AG: На мой взгляд, модель бизнес-класса SUPERB — самая недооцененная в России. Как вы считаете, почему россияне в большинстве своем выбирают японского конкурента и что надо сделать, чтобы переключить внимание автолюбителей на SUPERB?

Ян П.: Я согласен с тем, что SUPERB недооценен на российском рынке, и мы искренне пытались понять, в чем дело, потому что машина, с нашей точки зрения, получилась: в ней очень удобно и водителю, и пассажирам. Это просторный, комфортный, экономичный автомобиль. Но мы поняли, почему он недооценен в России. Причин несколько. Одну из них мы рассчитываем устранить в ближайшее время. Дело в том, что о такой машине нужно постоянно рассказывать. Мы делали ставку на то, что она сама расскажет о себе. Но в этом сегменте очень важен имидж, и его надо постоянно поддерживать. Однако мы не сомневаемся в потенциале SUPERB и не планируем прекращать или ограничивать поставки — наоборот, мы расширяем линейку. Потенциальные покупатели SUPERB постепенно поймут, что экономическая ситуация стабилизируется, и приходит время для этого автомобиля.

AG: Недавно были названы цены на, пожалуй, главную модель ŠKODA — новую OCTAVIA. Впервые с полным приводом предложен не только универсал, но и лифтбэк. Насколько востребована такая версия?

Ян П.: В России это единственный лифтбэк с полным приводом в этом классе. Мы не захотели ограничиться полноприводным OCTAVIA Combi и поэтому планируем ввозить в Россию лифтбэк OCTAVIA с полным приводом. В Европе мы также продаем полноприводную OCTAVIA.

AG: Какие версии OCTAVIA и какие еще модели ŠKODA производят в нашей стране?

Ян П.: OCTAVIA и YETIi собираются в Нижнем Новгороде, RAPID — в Калуге.

AG: Какие новинки от ŠKODA можно ждать в этом году? Есть ли шансы вернуть в российские автосалоны модель FABIA?

Ян П.: Первая наша новинка — OCTAVIA, потом будет KODIAQ, и через несколько недель — RAPID. FABIA — прекрасная модель ŠKODA, но пока мы не планируем предлагать ее в России. После оценки экономической ситуации мы сделали выбор в пользу RAPID, который, можно сказать, заменил FABIA, но все-таки RAPID классом выше и гораздо вместительнее. Вы, наверное, знаете, что в Европе у RAPID также есть еще один кузов, но экономическая ситуация и клиентские предпочтения пока не позволяют нам расширять линейку этой модели в России. Но мы никогда не говорим «никогда».

AG: Какие цели стоят перед маркой ŠKODA в России?

Ян П.: Жизнь меняется, так что все может неожиданно перевернуться с ног на голову. Но у нас есть цели, которые остаются неизменными: предлагать нашим российским клиентам машины, в которых мы уверены. Делать то, что мы умеем делать лучше всего, — OCTAVIA тому хороший пример. «Simply Clever» — это не просто философия. Это означает, что вы можете на нас положиться!

Если у вас замерзнет лобовое стекло, вы достанете из машины скребок и счистите лед. Его же можно использовать в качестве лупы для чтения мелкого текста, если вам уже не двадцать лет. (Улыбается.) Все эти вещи — не первой необходимости, но мне, например, однажды пришлось чистить стекло кредитной картой. (Улыбается.) Со ŠKODA такого никогда не произойдет. И вы можете быть уверены, что у вас не заболит спина из‑за неудобного сиденья. Это тот случай, когда человек садится за руль с мыслью: «Отлично придумано».

AG: Многие эксперты выражают надежду на постепенный рост продаж автомобилей в России. Вы разделяете эту точку зрения?

Ян П.: Я верю в теорию «отложенного спроса» и вижу, что наступает время его реализовать. Цены на машины, после всех скачков, наконец стабилизировались. В то же время люди вжились в ситуацию, оптимизировали свои расходы, уточнили потребности. Но на чем никто не хочет экономить в XXI веке, так это на качестве жизни. Оно заключается в том, что в воскресенье мы хотим проснуться в своей квартире, позавтракать, провести время с семьей, съездить куда‑то, зимой покататься на лыжах или отправиться на рыбалку… Это качество жизни, к которому мы уже привыкли. Те, кто работает, хорошо знают свои доходы и расходы, знают, что именно могут себе позволить. Уже прошло то время, когда люди брали непомерные кредиты (в Чехии — в швейцарских франках, в России — в евро) и из‑за резких колебаний курса валют не могли их вернуть. Но все мы учимся на своих ошибках — хотя я не люблю это слово, предпочитаю говорить: мы «покупаем» опыт. Люди становятся сильнее после кризиса, и это тоже создает новую ситуацию. Никто из нас не хочет постоянно жить в кризисе, и тогда мы говорим себе: все, это моя новая реальность, и в ней я буду жить! AG

К списку интервью

Комментарии