«Важно не подвести»

21.02.2017

Эдуард Николаев, российский автогонщик, мастер спорта России международного класса, пилот команды «КАМАЗ-мастер», специально для проекта «Дни Total»

Победитель ралли «Дакар-2017» ответил на вопросы редакции АВТО ГОДА.

— Название «КАМАЗ-мастер» уже стало синонимом победы. Вашей командой гордится вся страна. Это помогает гонщикам перед стартом или накладывает дополнительный груз ответственности?

— Да, несмотря ни на что, сколько бы команда «КАМАЗ-мастер» не завоевывала побед, все равно каждый выезд команды на ралли – это ответственность. «Дакар» для нас итоговое соревнование, к которому мы весь год готовимся, очень значимое. Мы понимаем, что на нас смотрят все — и партнеры, и болельщики. Важно не подвести всех, не допустить каких-то серьезных ошибок, психологически это непросто.

— В этом году экипажи вашей команды завоевали первое и второе места в ралли-рейде «Дакар». Вы довольны результатом или надеялись занять весь подиум?

— Как говорит наш руководитель Владимир Чагин, каждый «Дакар» — это как жизнь с чистого листа, это гонка с чистого листа. Все былые заслуги и поражения не в счет. Мы понимаем, и все, кто знает дисциплину ралли-рейдов, понимают, что трудно загадывать наперед, какие будут места у команды. Мы рассчитывали на хорошие результаты в этой гонке, естественно, надеялись на первое место, но никогда не нацеливались занять весь подиум. Поэтому первое и второе места на «Дакаре-2017» — это отличный результат. Могли бы и весь подиум занять, но в ралли-рейдах очень важен элемент везения и удачи: Айрат Мардеев закончил гонку с пятым результатом, застрял в очень коварном месте, где было потеряно около двух часов.

— Сколько человек и сколько машин отправляется в составе команды на такие ралли-рейды, как «Дакар» или «Шелковый путь»?

— На «Дакар» и «Шелковый путь» команда выезжает примерно равными составами в 50 человек. На гонки отправляются 4 спортивных грузовика и около 10 машин команды ассистанс, включая тяжелые грузовики технической помощи. Обе экстремальные гонки схожи как в плане непростой логистики, тяжести маршрута, так и в организации.

— Гонщики едут днем, а ночью спят. Механики работают ночью, а когда они спят?

— Механики встречают боевые экипажи, во сколько бы они ни прибыли, обычно это бывает уже в темное время суток, и начинают свою работу. Их называют «ночные», потому что работа ведется всю ночь, бывает даже вплоть до отъезда экипажей на старт. Механики отдыхают на следующий день в процессе передвижения автомобилей технического сопровождения на очередной бивуак. Бывает, что у них по километражу участки длиннее, чем у боевых экипажей, они достигают 1000 и более километров. За это время они должны набраться сил и снова выложиться по полной в следующую рабочую ночь, когда встретят свои боевые грузовики.

— На что похоже управление боевым КАМАЗом? Можно ли его сравнить с какими-то видами гражданских автомобилей?

— Сами механизмы управления практически такие же, как у обычного грузовика. Основная доработка касается управляемости машины: важно чтобы она была очень легкой, чтобы на это пилот тратил как можно меньше сил и максимального темпа хватало на продолжительный спецучасток. Для этого работаем над механизмами, педалями, рулевым узлом, над посадкой экипажа: если ты сидишь неправильно — высоко, низко или не под теми углами руки или ноги, — это приводит к быстрой утомляемости. Все детали доводятся до совершенства.

— В кабине установлено множество приборов. Кто должен контролировать их показания: только пилот или также и штурман?

— Нет, у штурмана, который диктует пилоту спортивный маршрут, свои приборы, ему некогда отвлекаться на приборы, связанные с автомобилем, с показанием режимов двигателя, с трансмиссией, подвеской. Все приборы, отвечающие за узлы и системы грузовика, есть у пилота и продублированы у механика экипажа. Их действительно много и они сложные. Механику даже больше теперь подходит название бортинженер. Когда требуется помощь, то с помощью переговорного устройства пилот и механик общаются и контролируют, какие нужно приборы. Если у пилота порой нет времени на это, например, бывает очень сложное бездорожье, где сильная тряска, а в этот момент нужно следить за температурой или давлением в колесах, то в этом помогает механик.

— Когда смотришь на скорость и прыжки автомобилей во время ралли, оторопь берет. Как гонщикам удается сохранять здоровье после таких перегрузок?

— Как и все спортсмены, мы ведем активную подготовку в течение всего года и особенно активно перед соревнованием. Занимаемся в нашем центре, у нас есть свой спортзал, свой инструктор, который контролирует каждого члена экипажа, не важно, пилот это, штурман или механик. У всех разные способности, но всех уравнивает скоростной спецучасток, все члены экипажа должны одинаково справляться и держать заданный темп. На самом деле это не легко и не просто, потому что нагрузки бывают очень серьезные, как на «Дакаре», так и на других гонках. Иногда и на чемпионатах России или во время тестов подвески нагрузки бывают даже больше, чем на «Дакаре». Случаются такие удары, что несколько секунд приходится приходить в чувство.

— Будем за вас болеть! В каких соревнованиях команда примет участие в 2017 году?

— Сейчас график участия в соревнованиях находится на стадии окончательного согласования и утверждения. Это будет несколько гонок чемпионата Росси по ралли-рейдам. Скорее всего, примем участие в Ралли Казахстана. И уже полным ходом идет подготовка к ралли-марафону «Шелковый путь», где мы продолжим программу доводки и тестирования капотного грузовика, а также испытаем новые спортивные двигатели объемом 13 литров.

Подробнее о компании Total.

К списку интервью

Комментарии