Техническая остановка в степи

Эта традиция родилась 12 апреля 1961 года. По пути на стартовый комплекс Гагарину, что называется, приспичило. Пришлось останавливаться, выходить на воздух и по-быстрому справлять нужду. Но, на мой взгляд, традиция рождается, лишь когда действие повторяют.

dd577b61289821769a54a64eae1cb20f.jpg

И в этом же году Герман Титов перед стартом остановил автобус в степи и повторил «процедуру». Как известно, и этот запуск был успешным. Все последующие старты уже проходили по регламенту: остановка теперь плановая, и хочется космонавту или нет, а приходится. Некоторые космонавты шутя отмечают, что имитируют процесс, но из автобуса обязательно выходят.

f93cedd2fa106b474ec0ccbc1d8ce1df.jpeg

Вы удивитесь, но соблюдают традицию и женщины-космонавты — подойти к колесу они считают своим святым долгом. Еще одна традиция — это пинок от генконструктора. Она появилась позднее, и космонавты не особенно любят о ней говорить. Но считается, что этот шаг придает экипажу дополнительное ускорение.
На взлетный комплекс первого космонавта доставил автобус ЛАЗ-695Б небесно-голубого цвета. В передней части автобуса было два кресла и между ними столик. Почему два? Да потому, что до запуска обязательно присутствовал дублер. И все хорошо знают, что у Гагарина им был Герман Титов. В салоне были также места для специалистов и медиков. Кстати, скафандры космонавтов подключались к специальной вентиляции. Обеспечить стерильность, увы, все равно не получалось, смотрите историю выше. Впрочем, на космодроме был специальный отсек, через который проходили все космонавты, и их скафандры там очищались от пыли и бактерий.
Но мне хочется сегодня поговорить не о машинах взлетного комплекса Байконур, а об автомобилях, которыми пользовался первый в мире космонавт. Ходят слухи, что у Юрия Гагарина первым автомобилем был ГАЗ-12. Но на этот счет есть большие сомнения, ведь автомобиль стоил по тем временам около 40 000 руб., и ни один космонавт не смог бы себе позволить такую машину. Да и не нужна она была человеку, который все время отдавал подготовке к полету. Поэтому причислим эту машину к слухам.

cdf27a8a34a25086267cce095c6cd43a.jpg

После удачной посадки в Саратовской области Гагарина доставили на совершенно обычном грузовике ЗИС-151 в военную часть. А вот при встрече с Никитой Хрущевым сотни телекамер уже поймали в объектив один из самых роскошных автомобилей того времени — ЗИЛ-111, и, как вы понимаете, голубого цвета.

a1db65d41ea99e6e0f6671d2b6d2be2e.jpg

Никакого дорогого служебного автомобиля Юрию Гагарину не выделили. Он получил «козлика», ГАЗ-69, и водителя — сержанта из авиачасти. Только позднее поступила команда выделить первому космонавту ГАЗ-13, ту самую легендарную «Чайку». И этим служебным автомобилем Гагарин пользовался до конца жизни.
 
1691ef0fbfe0afca16aa106ed25e6531.jpg

Мы все прекрасно знаем по многочисленным публикациям, что Юрий Гагарин ездил и на личной «Волге» с номерным знаком 12-04 ЮАГ. Но мало кто знает, что, получив этот автомобиль, у него все еще не было водительского удостоверения. Первый космонавт отправился в автошколу на общих основаниях и сдал на права.

af19c0c633289be542489a665797a3f2.jpg

А теперь самое интересное. История с автомобилем, у которого был номер 12-04 ЮАГ, полна загадок, потому что в исторических сводках и на фотографиях гораздо чаще встречается другая «Волга», чья история куда прозрачнее. Она была подарена Брежневым, и номера на ней были 78-78 МОД. Машина отличалась изобилием хрома и салоном небесно-голубого цвета.

db92bebd80c8e0bbe48e5347f9c25c44.jpg

Когда началось мировое турне Гагарина, то в ряде стран с мощной автомобильной промышленностью ему в качестве подарка старались преподнести машину. Правда, по факту он получил только один автомобиль: Matra-Bonnet Jet VS. И после этого разразился скандал. «В Париже на авиасалоне Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом» — таким высказыванием сопровождалась фотография, облетевшая весь мир.

37b68bd3ef3015da7b46e6551f8b2d52.jpg

На самом же деле для Гагарина автомобили не были символом поклонения. Известна история, как во время официального визита Гагарина на ГАЗ заводчане спросили у первого космонавта, доволен ли он машиной. Он честно ответил: «Доволен, но иногда возникают проблемы...» После этого всего за одну неделю «Волгу» перебрали полностью. С тех пор «проблем» не было, и Гагарин ежегодно поздравлял Горьковский завод с Днем машиностроителя.