Краткая автомобильная история

Вы помните уроки истории в средней школе. Тысячи имен, десятки тысяч дат. В итоге в памяти остаются лишь ключевые моменты, которые порой даже в пазл сложить не удается. Смотрите, если коротко: обезьяна взяла палку и сбила банан. С этого момента началась наша технократическая цивилизация. За десятки тысяч лет человек освоил огонь, металл и создал изощренные приспособления для быта и войны. Кстати, ключевое слово тут, к сожалению, война: стремление нападать и возможность защищаться — чуть ли не основные катализаторы технического прогресса.

Простите за долгое вступление, но... историю человечества неоднократно переписывали. Менялись даты, менялась значимость и трактовка событий, герои превращались во врагов, и наоборот. Тут не надо искать виновных, просто человек быстро усвоил, что событие и его трактовка — это не одно и то же. Впрочем, давайте на этом и остановимся. Все вышесказанное нужно лишь для того, чтобы понять — автомобильная история тоже написана человеком.

fdb5928adacd61c7911e14c996db2f90.jpg

Представьте себе, что в старших классах школы был бы курс автомобильной истории. Курс очень короткий — один час. Рассказать о бронзовой, винтажной, довоенной эрах автомобилестроения просто не получится — этот калейдоскоп событий, заслуживает огромного исследования. Я поставил себя на место лектора, у которого есть 45 минут, и попробовал подобрать события, которые покажут, как телега превратилась в автомобиль.
Итак, 300 лет назад самодвижущуюся машину на пару сделал Фердинанд Вербист, для китайского императора. Большой вопрос, насколько можно верить этому факту, ведь китайцы любят растягивать хронологию, относя события не столь далеких дней в глубину истории. Но поверим в это, тем более что историки утверждают, что это был «прототип». 

Дальше, казалось бы, должен был возникнуть какой-нибудь немецкий или британский инженер, предложивший ходовой вариант. Но... нашелся русский крепостной крестьянин в Вятской губернии Леонтий Шамшуренков, который действительно построил самодвижущийся экипаж. Изобретение показали 1 ноября 1752 года в Санкт-Петербурге. Конечно, это нельзя назвать автомобилем, но четырехколесная тележка с педальным приводом разгонялась до 15 км/ч. Между прочим, этому крестьянину принадлежит и изобретение одометра, без которого не обходится ни один современный автомобиль. Чуть позднее человек уже с хорошо известной на Руси фамилией, Кулибин, развил идею и создал карету с педальным приводом. Потом появился и прототип автомобиля, но государство его изобретения финансировать отказалось, возможно, поэтому Россия и не стала родиной автомобилестроения. А вот сейчас задумайтесь: что важнее в истории — личность или обстоятельства?
a47a47ed4b4370c2f4c77ae8a6f59e44.jpg


Но факт остается фактом: «тележка» для будущего автомобиля уже была готова, оставалось придумать силовую установку. И тут... история автомобилестроения откатилась назад. Все вспомнили паровую машину, изобретенную еще в XVII века, для выкачивания воды из копей. И все бы хорошо, но КПД у паровой машины был крайне низким — от 1 до 8 %. И, несмотря на то, что ее постоянно усовершенствовали, было ясно — нужен технологический прорыв.
0790b463e94318c578f0d196b630eaed.jpg


А вот теперь внимание! В качестве альтернативы паровой машине очень скоро предложили гибридную установку. Ее энергия использовалась не для того, чтобы крутить колеса, а для электрической тяги. Конструкцию придумал в 1839 году Роберт Андерсон. А использовать ее на автомобиле попробовал Фердинанд Порше в 1900 году. Идея, конечно же, опередила время. И... увы, не получила дальнейшего развития.
Любопытно, как история теряет имена. Сотни первоклассных инженеров трудились в поте лица, чтобы сегодня автомобиль из роскоши превратился в доступное транспортное средство. Скажем, из инженеров на слуху имена Отто, Дизеля и Ванкеля. Да, Николаус Отто, безусловно, совершил революцию, создав двигатель внутреннего сгорания, от которого и сегодня мы не можем отказаться. Но идея на тот момент уже витала в воздухе, ее просто необходимо было воплотить. И Отто оказался первым.
8108b26c30c5a2de1441d42098148f28.jpg


26 января 1886 года... Дата, навсегда вошедшая в анналы истории автостроения. В этот день немецкий инженер Карл Бенц получил патент № 37435 на свое творение — первый в мире автомобиль с бензиновым мотором. С тех пор автомобиль стал автомобилем, а все усилия лучших умов были брошены на то, чтобы сделать его совершенным. И в течение 130 лет им это прекрасно удается.

Но все же мы говорим не столько на тему автомобиля, сколько на тему истории. Так вот, извечный вопрос: что движет историю — случай или закономерность? Что важнее — личность или обстоятельства? Вместо ответа — еще одна короткая автомобильная история. Австрийцы полагают, что отцом-основателем автомобилестроения был не Бенц, а их соотечественник Зигфрид Маркус, автомобиль которого, экспонирующийся в Венском техническом музее, недавно взят под охрану государства — в реестре государственных памятников Австрии ему присвоен номер 3848/2001. Мощность его двигателя составляет 0,75 л/с, создан он в период между 1875 и 1889 годами. Доподлинно известно лишь одно — конструкция Маркуса действительно является старейшим автомобилем, сохранившимся до наших дней. Вот и ответ на вопрос о роли случая в истории. Независимо от того, чей приоритет установят эксперты, мы видим: и Бенц, и Даймлер, и Маркус, и многие другие шли в одном направлении. Случай изменил только судьбу Бенца, но не поступательное движение технической мысли.
ab8e0029f4aec0384ce909406688ac76.jpg