От жадности до бизнеса

Я думаю, никого не удивит тот факт, что первый прокат автомобилей появился в США. Если есть возможность заработать, то мозг американца включает все нейронные связи, чтобы создать максимально эффективную схему.
 
c5456370f9144ec5577a8dd7d7519fc9.jpg

Однажды один молодой человек, опаздывающий на встречу к девушке, попросил у Джо Сондерса автомобиль. Тому очень не хотелось этого делать, и он сказал, что даст, но за деньги. На удивление юноша не отказался и заплатил Сондерсу. Янки прикинул, что это неплохой способ зарабатывать деньги. Он отправился в магазин, купил счетчик километров, то, что сейчас мы называем одометром, и стал предлагать свою машину в аренду. Он быстро смекнул, что машина нужна не столько влюбленным юношам, сколько туристам и бизнесменам, посещающим его родной город.

Словом, успех не заставил себя долго ждать! Спустя год от клиентов не было отбоя, а через 10 лет бизнес Джо процветал в половине штатов Америки. Его идею подхватили другие американские предприниматели и создали эффективный сервис по предоставлению машин в прокат. 

ded9f6e0dae33ae83fba6c06f5d1821b.jpgВ Европе этот бизнес стал серьезно развиваться только после окончания Второй мировой войны. Впрочем, как и в СССР. В 1956 году Никита Хрущев, увидев, как построена система проката в Америке, потребовал, чтобы такой сервис появился и в Союзе. Информации об этой теме мало и она очень противоречива. По одним данным первый «прокат» заработал в Москве в 1956 году, по другим в 1959. Но самое странное, что официальный документ о такой услуге появился лишь в 1962 году. 

Впрочем, мы все прекрасно понимаем, что при откровенном дефиците автомобилей в СССР прокат автомобилей никогда бы не стал масштабным проектом. К тому же на тот момент в стране очень эффективно работала система «такси», и при необходимости было проще заказать машину, чем брать ее в прокат, тратя массу времени на оформление документов, приемку и сдачу. 

Но этот скромный прокат разрушился вместе со страной. И по большому счету услуга, которую регулярно пытаются реанимировать, до сих пор эффективно не работает. Первые попытки были в 90-х. Тогда все считали себя бизнесменами. Но бизнес хромал на обе ноги. Иностранцы не хотели ездить на «Жигулях», а в нищей России найти внутреннего покупателя на такую услугу было невозможно. Кроме того, наши сограждане боялись брать машины: большинство прокатных авто было в жутком состоянии, а если чего-то ломалось, то на тебя вешали ремонт. 

Только в 2000-х ситуация стала меняться с приходом на рынок иностранных «игроков». Но я бы не сказал, что наступил переломный момент. Даже компании с мировым именем рассчитывают в основном на туристов из-за рубежа. Внутреннее потребление услуг проката по-прежнему ничтожно. В этот бизнес никто не хочет вкладывать деньги. А попытки сделать из этого семейный бизнес терпят фиаско. Как, скажем, случилось с одной компанией, которая ввезла в Москву несколько десятков Смартов в надежде, что эти веселые малыши придутся по вкусу нашим согражданам. Через год машины были распроданы, а бизнес закрыт. 
   
9de3c7218f731b896609459c6d2a09d1.jpgСравнительно недавно в столице заработала новая услуга – каршеринг. Автомобиль в прокат с поминутной оплатой. Это напоминает требование Хрущева создать в СССР прокат машин. Кто-то из чиновников увидел эту услугу в Европе и решил, что она заработает и у нас. Создали! 500 автомобилей теперь занимают места на дефицитных платных парковках центра города. И как всегда, бизнес хромает на обе ноги. Нельзя просто так подойти и взять машину. Сначала надо зарегистрироваться в системе, и лишь через сутки получить одобрение. А если мне машина нужна сейчас, а не завтра? Еще минусы: риск попасть в ДТП, риск, что машину эвакуируют, риск получить штраф, риск не найти парковочное место при сдаче машины, ведь оставлять ее можно лишь в определенных зонах города. Возможно, поэтому и москвичи, и гости столицы предпочитают арендованной машине такси. 

Я много раз брал машины в прокат за рубежом. Права, паспорт и, в некоторых странах, залоговая сумма – вот и все, что для этого нужно. Процедура оформления 5 минут. Мы так любим на пустом месте плодить бюрократию, а потом удивляться, почему же бизнес так буксует? На вопрос: когда в нашей стране заработает нормальная система проката автомобилей, есть только один ответ: когда потребителям станет удобно!