Куда едет автопилот?

Автопилот! Казалось бы, уже завтра машины поедут сами. По дорогам уже в тестовом режиме ездят автомобили Google, грузовики и даже рейсовые автобусы. Некоторые автомобильные компании уже и дату называют – 2020 год. 

6f2388fd96f758b62afd89de514e2fa8.jpgНас заваливают информацией: что умеют сегодня автоматические системы управления. Но я  не стану рассказывать о возможностях автопилота, а хочу порассуждать на тему: почему в ближайшее время мы, скорее всего, не увидим на улицах города машины без водителя за рулем, которые смогут конкурировать даже с весьма неопытными шоферами. 

Английский философ Филипп Фут в середине прошлого века предложил необычный мысленный эксперимент, который позднее назвали «проблемой вагонетки». Он прост: по путям летит неуправляемая вагонетка, а на рельсах привязаны пять человек. Вы можете переключить стрелку, но на другом пути привязан еще один человек. Итак, каковы ваши действия? 

Любой инженер, который «пишет» матрицу поведения беспилотника, прекрасно знает про «проблему вагонетки». И решить ее с этической точки зрения практически невозможно. А мы прекрасно понимаем, что «автопилот» вполне может угодить в такую ситуацию, когда он будет стоять перед выбором. Водитель  может пойти на абсурдное решение и столкнуть вагонетку с путей, чтобы не погибли люди. Есть масса примеров, когда летчики-испытатели уводили падающие самолеты и спасали жизни многим людям ценой своей. Есть примеры и с дорог, где водители попадали в тяжелейшие аварии, когда, предположим, на дорогу выскакивал ребенок.  Но это тот самый «человеческий фактор». Пугающий, но порой спасительный. У «автопилота» есть лишь программа, и заложить в нее можно только определенные алгоритмы поведения. Есть, конечно, еще  один способ исключить «проблему вагонетки», снизив скорость до такой, на которой передвигаются детские машинки на электрическом автодроме. Но, представляете, какой коллапс ждет улицы, если столь существенно снизить скорость потока?

Вот еще одна проблема «автопилота». Ему нужны идеальные трассы. Он не умеет отличать мусорный пакет, валяющийся на дороге, от кирпича, он не может ехать без разметки, да и светофоры на сегодняшний момент он воспринимает с большой натяжкой. Вы скажете, а как же Google mobile? А много ли мы про него  знаем? Да, это самый передовой гаджет на колесах. Да, его испытывают уже шесть лет. Да, ему разрешили ездить по Неваде. И мы даже знаем, что он проехал более 1 миллиона километров. Но по факту мы не знаем ничего. Мы не знаем о проблемах этого эксперимента, за исключением 11 ДТП, которые компания списывает на «человеческий фактор». Мы не знаем, когда он сможет реально поехать как транспортное средство. По большому счету он – всего лишь предмет для тестирования многими автомобильными компаниями прогрессивных технологий.

b6653bf42a92f15a0c434ab48c359a59.jpgИ сразу всплывает еще одна проблема беспилотника: кто виноват? А, действительно, кто виноват в ДТП? Компания-производитель? Дорожные службы? Пассажир? Законодатели всех развитых стран еще только обсуждают, как должен выглядеть закон об использовании «автопилота». И, поверьте, обсуждать будут долго. А потом у нас уже есть пример – компания Volvo на своих автомобилях запустила массу систем, которые помогают водителю избежать ДТП и комфортнее чувствовать себя на дальних маршрутах. Однако система City Safety, та, что должна остановить машину, если водитель зазевался, срабатывает далеко не во всех случаях. Если поверхность объекта плохо отражает сигнал, то она его просто не видит. И, к слову, Volvo и в голову не пришло брать в таких случаях ответственность на себя. Все эти системы шведы называют «помощниками» и не снимают с водителя ответственности. 

Можно назвать еще массу причин, по которым массовый запуск систем «автопилотирования» невозможен. Уверен, что рано или поздно, большинство проблем удастся решить. Но путь развития беспилотника вовсе не такой, как нам показывают маркетологи Google или крупных автомобильных компаний. Изначально, автоматизированное управлениепоявится на специализированной технике, где нет такого количества вводных, как на дорогах общего пользования. «Автопилоты» появятся в сельском хозяйстве, на промышленных производствах, возможно, в закрытых поселках и крупных отелях. Словом, там, где можно выполнить правило: не навреди. Если же вы думаете, что за вами уже через пару лет приедет такси, за рулем которого никого нет, то сильно заблуждаетесь.