Выделенные полосы: учимся рисовать

13cbf2e9362e38d3fa49de35bdb50582.jpgПоявление выделенных полос в российских мегаполисах было неизбежным. Бесконечные пробки буквально парализовали работу городского общественного транспорта. Решение вопроса подсказали успешные зарубежные примеры. Во многих западных странах полосы для движения автобусов не только обозначены специальной разметкой, но и зачастую отделены бордюрами и даже шлагбаумами. Разница, как говорится, налицо: там пассажиры общественного транспорта едут, у нас – томятся в автобусах и троллейбусах в общих пробках вместе с остальными автомобилями.

Итак, разметку нарисовали, знаки установили, камеры повесили, штрафы задрали выше некуда. Казалось бы, вот она новая жизнь. Но не тут-то было. Оказалось, что проблему удалось решить лишь частично. Виной всему, как всегда, недостаточное внимание к деталям. Давно известно, что залог беспробочного движения – отсутствие необоснованных сужений и расширений проезжей части. Иначе говоря, количество полос в идеале должно быть неизменным на всем протяжении трассы. Любое отступление от этого правила оборачивается лишними перестроениями, что неминуемо сказывается на скорости потока – как не трудно догадаться, она падает.

Что касается самих полос, то их решили нарисовать на уже существующих дорогах, не внося серьезных изменений. Почти не внося. Такой подход ожидаемо не позволил добиться непрерывности выделенных полос. Автобусы и троллейбусы периодически вынуждены вклиниваться в общий поток, что, учитывая их габариты, не может не создавать помех другим участникам дорожного движения. Да, и пропускают общественный транспорт с очень большой неохотой. Кто же захочет тащиться за неповоротливым тихоходом?
 
Теперь о езде по выделенным полосам. Да, серьезные штрафы и эвакуаторы сделали свое дело. Нарушителей стало заметно меньше, но они все-таки есть. Но куда больше проблем доставляет коммерческий маршрутный транспорт. Зачастую микроавтобусы паркуются возле остановок в несколько рядов, затрудняя проезд. И если уж штрафы за это для них не предусмотрены, то почему никто не позаботился об организации для этой категории транспорта отдельных стоянок?

7205b0b62b39313f47866b63d6c19327.jpgНе лучше обстоят дела и с автолюбителями. Расположение камер автоматической фиксации нарушений водители выучили быстро, после чего стали безнаказанно пользоваться выделенными полосами для объезда пробок. И все бы ничего, но перед камерами они все равно перестраиваются обратно в поток, тем самым тормозя его.

В итоге все получилось как всегда. Идея была хороша, а вот исполнение подкачало. Деньги потрачены, а застарелая проблема так толком и не решена. К тому же к ней добавились новые. Будем надеяться, что в процессе реконструкции существующей дорожной сети все прошлые ошибки все-таки будут исправлены, и мы наконец-то получим по-настоящему удобный и быстрый общественный транспорт.